[an error occurred while processing the directive]

Oraşul Trecutului

Рассказ Алмата Малатова о возвращении в город детства. "Oraşul Trecutului" значит "Город прошлого".
текст: Алмат Малатов фото: Старые открытки с сайта photomoldova.ru

Много лет назад одна умная женщина объяснила мне, что у человека идеальные отношения могут сложиться либо с пространством, либо со временем. И с тем, и другим одновременно - никак.

Это правда. Я могу заблудиться в собственном дворе, если меня подвезут не с той стороны, и из всех доступных мне измерений наиболее уверенно чувствую себя в четвертом.

Я ощущаю время, как рыба океан - оно впереди, сзади, вверху, внизу, везде. Оно идет не по прямой, оно вообще никуда не идет. Я помню, где, на какой глубине лежат, чуть сдвигаясь от движения, выражения лиц, цветущие каштаны, всегда напоминавшие мне о смерти, под каким слоем штукатурки осталась жирно-коричневая линия, проведенная соком грецкого ореха по стене подъезда. За каким поворотом моих гольфстримов остались грустить белые потрескавшиеся босоножки моей бабушки, где в последний раз прошли мимо меня их толстые высокие каблуки.

Я назову эту воду - Молдавией. Я назову ее детством, сны о котором затягивают меня неотвратимо-медленно, как затягивает в себя расширяющийся от ужаса зрачок. Я вглядываюсь в них, как в отражение в зеркале - если смотреть долго и пристально, увидишь совсем другое лицо, совсем другого себя, которого можно о чем-то - спросить, и бояться ответа.

Чем старше становлюсь, все больше и ярче помню, все чаще снится город моего детства, все чаще говорю во сне на языке, которого совсем не помню наяву.

Мой Кишинев - это двор, это третий этаж. Мир конечен, его форпост - это холм с деревянным домом, там живет моя подруга. Куда теперь жизнь занесла Светочку, потемнели ли ее светло-желтые кудряшки, поседели ли уже? Кто пьет теперь козье молоко от потомков черной соседской козы? Сносилась ли, заржавела ли та телега, которая оставила рубец на моем левом колене? Каким волосом покрылись, как огрубели тела тех, с кем играл в складских ящиках? Кто нашел мои секретики, закопанные четверть века назад? Нашел ли? Я помню, где они спрятаны от червей и дождей под зеленым стеклом и песком.

Я до сих пор разбиваю абрикосовые косточки камнем - но теперь на московском асфальте. Покупаю вареную кукурузу за углом московской улицы так же, как покупал ее за углом соседнего дома - давно, в городе, имени которого уже нет, в детстве, которого не будет. Мой город звали иначе. Мой мир был конечен.

Теперь мой мир огромен. Он расчерчен маршрутами самолетов, разбит на клетки рельсами поездов. Я могу обойти с закрытыми глазами пару десятков аэропортов, даже страх полетов утих, просыпаясь ненадолго лишь на взлете и перед тем, как шасси коснутся земли. И я лечу в город своего детства – спустя 22 года.

- Слушай, мы же одногодки вроде, а ты так плохо знаешь русский?

- Я в Италии живу уже два года, сама из села под Бендерами. И так не хорошо знала, а теперь совсем стала забывать. Мы дома – на румынском. Вот, за документами лечу, выхожу замуж за итальянца. Ветеринарного врача! - дородная девица на соседнем кресле с трудом застегивает ремень на пышном теле, и смотрит на меня с гордостью.

Я одобрительно киваю без капли лицемерия. Для не закончившей среднюю школу дочери сельской почтальонши замужество с положительным пятидесятилетним вдовцом – заслуженная награда после нелегальной жизни в Италии, сбора фруктов за копейки, и черт его знает, каких еще тяжелых заработков в чужой стране. Я успеваю выслушать ее историю, пока мы час стоим в очереди перед паспортным контролем. Перед нами прилетел турецкий самолет, и парень с лычками мучается с каждым из группы турков по полчаса – «виз у них нет, денег нет, что с ними делать? Ладно, граждане России пошли без очереди!». Пожилая гражданка России передо мной резво подхватывает чемодан, и с ревом «Россия, вперед!» сметает турков.

Пожилой таможенник лениво смотрит на мою сумку, я улыбаюсь, и качаю головой.

- Проходите.

- Спасибо, удачи.

Только выйдя из зоны контроля я понимаю, что говорили мы на языке моего детства. Он так и не забылся насовсем, а только спрятался куда-то вглубь сознания.


К конторке диспетчера такси выстроилась очередь. «Вы что, мужчина, не видите – снег, проблема с машинами». Снег-то я вижу, неплохой снегопад, но все же не снежная буря, и почему нет машин – я понять не могу. Понимаю я, когда все-таки забиваюсь в такси: снег в городе не убирают, и автомобили буксуют на летней резине, забив город пробками.

Я прошу позвать меня, когда найдется машина, и прошу буфетчицу налить коньяк – отметить прилет. «Сколько, говорите, не были? Так долго? Ну, с возвращением!». Юг – это юг. В целом люди экспрессивней и отзывчивей, чем в мегаполисе. Уже в машине я слушаю, как диспетчер переругивается с водителями – за две недели я пойму, что так они общаются всегда. Я еду, и читаю новые называния улиц, написанные латиницей. В припадке национального самосознания переименован весь город. Доходит до смешного – кое-где былое название присвоили другой улице. Раньше в каждом городе Молдовы центральной была улица Ленина, теперь – Штефана чел Маре.

Несмотря на пробки, доезжаем мы быстро. Он, оказывается, совсем маленький, мой город – километров 15 в поперечнике.

Как только я открываю дверь снятой квартиры, звонит мобильный: у моих родителей сверхъестественное чутье.

- Ты где?

- В Молдове.

- Я как тебя туда занесло?

- Самолетом.

- Ну, не важно. Пиши. Яков Израилевич, номер....., Ленуца......., Анна Ивановна......., тетя Маша. Ты помнишь Машу?

Яков Израилевич мертв, Ленуца в Италии, Анна Ивановна ложится на операцию - рак.
Но тетю Машу, номенклатурную чиновницу, я помню. Помню сигареты Дойна , каленые орешки, холеную медведицу, перед которой покорно раздвигалось пространство ее трехкомнатной квартиры.

- Буна зива. Могу ли я услышать Марию К.?

- Это я, деточка, - в трубку вплывает облако дыма. - Ты кто?

- Я внук Александры, помните?

Молчание. 30 секунд. 40. 50.

- Да. Ты младший, или старший?

- Старший.

- Ты в Кишиневе?

- Да.

- Как бабуля?

- Она умерла в январе.

Молчание. 30 секунд.

- Я устала. Приходи завтра.

Завтра я приезжаю на Штефана чел Маре. Звоню. Мужской голос отвечает мне:

- Мама вас ждет. Надеюсь, Вы вовремя?

...


Дверь в сталинском доме, не знавшая кодового замка - за ненадобностью. Абсолютно седой качок, увешанный золотом.

- Мама сейчас выйдет.

И старая медведица выходит. С сигаретой в зубах, с ниткой жемчуга на шее, накрашенная, невозмутимая, как памятник.

Молча смотрит минуту, две.

- Красивый. Очень высокий. Красивый в мать (отец твой был страшен, как байбак), высокий-то в кого? Раздевайся. Я не люблю беспорядка. Обувь поставь сюда. Повесь пальто ровно. Жорж поможет.

- Ешь. Как ушла Александра? Во сколько лет?

- В 85. Рак.

- Как мне сейчас.

...

Сорок секуд тишины. Минута. Вечность.

- Жорик. Дай парню водки. И прекрати махать телефоном. Выпьем молча. За Сашеньку. Она была моей подругой. Лучшей подругой. Лучшая – не значит любимая. Лучшая - значит, верная. Ты родился в 53-м в Кишиневе, а мог - на крайнем севере, если бы не она. Поменяй блюда. Я устала после перелета.

- Перелета?

- Да. Я поняла, что умираю, и полетела в Москву. Я там выросла. Когда прилетела, умирать передумала. Будут врачи, операции, одышка, тяжесть, но будет жизнь.

Я не ем сома. Я вообще мало ем.

Ядовито-розовые, в глубоких впадинах губы говорят:

- Мало ешь. Мало пьешь. Жора, налей ему.

Выпив залпом сто грамм водки, медведица говорит: сейчас будет мой сериал, а потом я спать.

- У нее железный режим, - говорит Жорж. - давай мамаше твоей позвоним…

- Привет, старая. У тебя все еще красивые ноги? А то я только на них смотрел, когда ты со мной математику делала.

- Да ты же еще в люльке был!

- Девятый класс. Какая там люлька!..

- Знаешь, - он задумчиво смотрит на меня сквозь рюмку, - бывают телки - с хорошем телом. Или с мордой. Или умные, но крокодилы. Ученые крокодилы, говорящие. У твоей матери было все. Жалко, я был в девятом классе, а она - в одиннадцатом.

- Она пополнела, Жорик. Ей почти 60. У нее двое детей. Она почти не помнит тебя.

- И все равно. Пусть позвонит, если соберется в наши края.

Я вызываю такси. В моем списке телефонов есть самый важный номер телефона, полученные через шестые руки: телефонный номер Светочки. И я еду к дому, в котором родился. Он не изменился, лишь виноград, который обвивал весь дом, срубили. Даже хутор во дворе прежний, только дети старых хозяев пристроили к нему каменное здание. Захожу в подъезд, поднимаюсь на третий этаж, но так и не решаюсь позвонить в дверь, которая когда-то закрылась за мной навсегда. Я курю, оперевшись на чугунный крюк, торчащий из стены – когда-то он оцарапал мое плечо, сейчас он мне по пояс…


Я выхожу из подъезда, и узнаю невысокую спортивную блондинку, идущую мне навстречу, сразу же – и она узнает меня. Странно и страшно встречаться спустя столько лет. Страшно, что все воспоминания распадутся, как «секретики» из бутылочного стекла и фантиков – откопанные, они превращаются в осколки и истлевшие клочки бумаги. И странно, что мы остались друг для друга такими же – моя подруга детства совсем не изменилась, только теперь у нее есть бюст, водительские права, тринадцатилетний сын и муж-татарин. Мы идем в бывшее кафе-мороженное – поход туда был когда-то запретным удовольствием: оно находилось на границе дозволенной нам территории.

Я чокаюсь за встречу молдавской водкой, и – наконец-то – мои гештальты с грохотом замыкаются. Мы проговорили 8 часов, как будто встретились после пионерлагеря, и обмениваемся впечатлениями о каникулах.

- Ты представляешь, эти придурки под новый год всю ночь воровали друг у друга елку!

- Какие придурки, какую елку?

- Примария (мэрия) воюет с силовиками. Мэр хочет праздновать Рождество как в Румынии и Европе - 25 декабря, силовики - по-старому, 7 января. Мэр ставит елку на центральной площади, силовики дожидаются ночи, крадут её и переставляют в центральный парк. Мэр обижается и перетаскивает елку под двери примарии. Они всю ночь крали друг у друга 20-метровую елку…

Тем временем за соседним столом в разгаре банкет: там празднуют день рожденья ребята лет 20. Среднеарифметическая попса в кафе сменяется молдавской музыкой, и подпившие подростки начинают танцевать. Хору. 20-летние поддатые ребята танцуют национальный танец.
В другом зале - там тоже банкет, и тоже хора, из 50-летних…
Светка, увидев мое удивление, только машет рукой - когда народ доходит до кондиции, всегда начинается хора, говорит она.

Это настолько неожиданно стороннему взгляду – фольк-элементы на молодежной вечеринке. Как будто реальность чуть заметно сдвинулась, и не сразу понимаешь – что не так?
Многие из этого поколения молдаван уже почти не говорят по-русски. У них румынская музыка, румынский язык, заработки в Италии и Франции...

- Знаешь, - говорю я, - в Совке было несомненное достоинство: опыт мирного сосуществования разных культур. Увы, мы его не смогли сохранить.

- Главное, что люди могут сохранить друзей детства. Приезжай лучше летом. Помнишь, как я залезала на дерево, и стряхивала тебе орехи? Попробуем повторить.

- Вот только орех с тех пор сильно вырос.

- Ну так и мы выросли. Больше натрясем.


… скоро наступит май. И я вернусь, потому что мне теперь есть куда возвращаться.


КОММЕНТАРИИ (15)

  • Alexandr Kolosov
    01/мар/2012 12:33
    Да Юлиан, совершенно с Вами согласен. Нужно жить в мире.
    Насчёт Африки и Израиля, не думаю, что там есть славянские народы, полагаю, что там преобладают семиты. Насчёт того, что русским быть в России нельзя, отчасти согласен. И именно это согласие в моих глазах оправдывает националистические движения в России.(То, что Вы разделяете названия Русь и Россия, говорит только о том, что Вы не знаете русского языка. В этом вопросе можно долго вдаваться в топонимику, расшифровывать протокорни, но это тема отдельной дискуссии.) Так же прошу заметить, что нельзя быть молдованином в Молдавии (почему то Вы это упустили, хочется верить что не намеренно). Некоторые видные политические деятели Молдовы открыто этого добиваются. К чему бы это? А сценарий который разыгрывается в Молдавии Вам ничего не напоминает? А сколько граждан Молдавии поддерживает этот сценарий? Я считаю, что в том, что происходит сейчас виноваты мы сами. Нам наплевать на ближних, на предков, на наши корни. Мы все дружно потворствуем происходящему, своим молчанием и политикой невмешательства. Мы с большим рвением бросимся поливать грязью и покрывать позором братские народы, нежели оказывать бескорыстную помощь и содействие. В действительности нас натравливают друг на друга, но основная часть вины лежит не на тех, кто натравливает, а на тех, кто позволяет себя натравливать. Мы реагируем только тогда, когда задевают нас самих, а когда задевают другого, мы не замечаем. И всегда, чего бы мы не натворили, мы ищем виноватых только вокруг себя, но никогда внутри.

    Закончить хочу, замечательным на мой взгляд высказыванием:
    “Пришло время не разбрасываться ярлыками “расист”, “антисемит”, “националист”, а смотреть на степень аргументированности доводов, их научность и логику.
    Иначе в своих вульгарных политических пристрастиях и оторванного от жизни философского словоблудия мы похороним человечество” Перин Р.
  • Yulian Birev
    28/фев/2012 23:46
    ..."молдаване - славянский народ"? Опять империализмом подуло... :) В Африке тоже, наверняка, половина людей - "славянские народы". А Израиль - так вообще "славянский анклав"...

    "великая нация", от языка своего отказались, а следовательно и от культуры!", а русские своего языка не теряли, и поэтому страна называется не Русью - а Россией. А в России русским уже нельзя быть... Татаром в Татарстане - можно! Дагестанцем в Дагестане - можно! Якутом в Якутии - можно! А русским - во всей стране нельзя, осудят... Давайте закончим поливать друг друга грязью, и заживем как "братские народы"? :) Слабо?
  • Alexandr Kolosov
    11/фев/2012 15:05
    И снова здравствуйте. Насчёт Прокопия Кессарийского, которого относят к 6-му веку нашей эры (в моём предыдущем посте я указал 1-й век ошибочно, перечитал ещё раз свой пост и обнаружил опечатку) нашел очень интересное, на мой взгляд предположение:
    "ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (ок . 500 - после 565), византийский писатель-историк. Советник Велисария, сопровождавший его в походах. Написал «Историю войн Юстиниана», льстивый трактат «О постройках Юстиниана» и полную резких нападок на императорскую чету «Тайную историю».
    Прокопий, всю жизнь проживший в Константинополе, избегает описаний его топографии, но с удовольствием демонстрирует знание улиц итальянского Рима, где не был ни разу. Сочувствует итальянцам (страдающим от Византии) и довольно брезгливо относится к православным традициям. Но главное, он живет по григорианскому календарю. Так он искренне считает, что ИНОГДА иудейская пасха наступает ранее христианской, хотя по юлианскому календарю иудейская пасха ВСЕГДА наступает ранее христианской. Не знать этого православный византиец не мог. Более того, это правило было в силе и в католичестве – вплоть до григорианской реформы 1582 года. Вывод: Прокопий творил не ранее 1582 года и он не был византийцем.
    Критики традиционной хронологии называют десятки «античных» авторов, творивших в эпоху Ренессанса и Реформации. Противники Папства издали многотомный труд, посвященный только подлогам в истории Церкви. А история Византии связана с историей Церкви Христовой очень тесно. "
    Исходный адрес статьи: http://historyisnomore.blogspot.com/2011/03/blog-post_9316.html
    От себя добавлю, для нашего вопроса это по большому счёту не имеет значения. Потому как человек такого уровня не мог ошибиться насчёт родовой принадлежности племени даков. В особенности если он писал в 16-м веке и был римлянином.
  • Сергей Иванов
    09/фев/2012 15:46
    Мда-а-а... Молдаване, а говорят на румынском... Что-ж вы, "великая нация", от языка своего отказались, а следовательно и от культуры! Кто вы? Румыны? Позор вам!
  • Alexandr Kolosov
    06/фев/2012 17:04
    Вам petru tulgara, даже не знаю что посоветовать. Как вам лучше считать. На Ваш сарказм насчёт Великой Нации в скобках, заявляю со всей ответственностью Русские - Великая Нация и это мировое признание основано на нашем вкладе в развитие человечества. Хотите Вы этого или нет, но это так, просто в свете русофобского настроения, которое мастерски культивируется и подпитывается в некоторых кругах Вам может оказаться крайне сложным с этим согласиться. Поверьте всё зависит только от Вас, от того насколько Ваша совесть чиста, насколько велико содержание желчи, ненависти, зависти в Вас, как в личности. Вам нужно смириться с тем, что существуют вещи гораздо более значимые, чем ложь.
    А насчёт гнилого душка - для начала нужно обладать обонянием, в данном случае конкретными фактами. А писать просто ради выплеска желчи не приводя оснований, как минимум не умно. Что из истории Вы прочитали? Очень сомневаюсь в ваших глубоких познаниях, да и вряд ли они Вам необходимы. НЕ В КОНЯ КОРМ.
  • Alexandr Kolosov
    06/фев/2012 16:50
    Семён, очень правильный вопрос. В настоящее время, я интересуюсь тем, что не афишируется в средствах массовой информации, тщательно маскируется и замалчивается. Потому как эти материалы не вписываются в рамки официальной истории и противопоставить этим материалам, кроме самой официальной истории нечего. Именно это меня и привлекает. Если бы это писалось в угоду власть имущих, то получало бы широкую огласку. К примеру Фадей Воланский смог расшифровать древние письмена Этрусков, но тем не менее официальная наука настаивает на том, что этрусское не читается и так далее... Примеров можно привести массу. Было бы желание в этом разбираться.
  • petru tulgara
    01/фев/2012 17:55
    Чувствую гнилой душок в исторических познанияхю
  • petru tulgara
    01/фев/2012 17:45
    Знчит нам надо гордится тем что мы(ВЕЛИКАЯ НАЦИЯ)?
  • Семен Левин
    20/янв/2012 00:32
    Александр, а в какие времена историки умели предсказывать будущее, и кто из них был настолько объективным, чтобы не угождать власть имущим?
  • Alexandr Kolosov
    12/янв/2012 12:33
    Хочу извиниться перед читателями. В моём комментарии под "Молдоване" следует читать "Даки".
  • Alexandr Kolosov
    12/янв/2012 12:18
    Это очень чётко раскрыл Лев Николаевич в своём романе-эпопее "Война и Мир" (читай эпилог). Правда современная история утратила звание науки (в моём понимании, потому как современные историки не способны опираясь на прошлое предопределить будущее, нет у них научных формул и оснований, а есть только статистические сборы дат и хронологическая шкала Скалигера-Петавиуса, которую кстати подвергали критике и Михаил Васильевич и Исаак Ньютон и многие другие, уже много веков история пишется в угоду власть имущих и поэтому в ней очень мало правды) и поэтому не способна раскрыть нам свою суть, опираясь на опыт предков. Я уверен, что движение этого маятника времени примет обратный ход и всё станет на свои места.
  • Alexandr Kolosov
    12/янв/2012 12:05
    Андрей, ты совершенно прав, Молдоване - это славянский народ. Об этом свидетельствовал ещё Прокопий Кессарийский (1-й век Н.Э.). Ещё в 10 в. Н.Э. граница Руси проходила по Дунаю. На порогах Дуная предали и убили Светослава Хоробре. Ещё 300 с лишним лет назад, когда внесли раскол в веру православную, старообрядцы убегали и селились вблизи границ Российской Империи и очень многие из них осели в придунайских княжествах. В Молдове и Румынии много старообрядческих общин. А Геты - это славянские родовые дружины или Казаки. В частности у Казаков до сих пор сохранилось звание Гетман (умный гет). Гет обладающий властью, ибо в том аристократическом строе умение использовать своё манье тело давало право на управление людьми. Кстати, символ власти монарха (ман-арха) - держава в правой деснице, так же символизирует обладание маньим телом. В общем долго можно рассуждать, но следует признать, что ход истории развивается не зависимо от людей и их правителей.
  • Андрей Крецу
    07/янв/2012 03:55
    multumesc , я думаю молдаване это больше славянский народ
  • Oleg Pahotin
    06/янв/2012 06:37
    Хорошая, образная зарисовка.
  • Антон Серебряников
    03/янв/2012 00:05
    Это не статья журналиста о стране в рамках проекта "Страна которой нет". Это литература! Настоящее произведение искусства.

КОММЕНТИРОВАТЬ

Вы можете оставить комментарий, войдя под любым из ваших аккаунтов
в социальных сетях:
Просим прощения, но в данный момент возможность комментирования недоступна...
Made by charmer

О проекте

«Страна, которой нет» — это специальный проект lenta.ru,
посвященный 20-летию распада СССР.
В течение ближайших месяцев в рамках этого проекта вы сможете увидеть:
  • репортажи журналистов lenta.ru, которые объехали 15 республик бывшего СССР, нашли в них людей, места и явления, которые остались в этих странах с советских времен и посмотрели на то, как всеизменилось;
  • фотографии и видео, сделанные лучшими репортажными фотографами страны: как выглядит сейчас жизнь бывших советских республик;
  • архивные съемки из союзных республик СССР;
  • статьи лучших российских писателей о важных для них местах на карте Союза;
  • видеоинтервью с обычными жителями 15 независимых республик: как они вспоминают советское время, и что изменилось в их жизни с тех пор;
  • интерактивная карта, на которой вы можете отметить места, где вы бывали в советское время, и рассказать о них другим читателям lenta.ru.