[an error occurred while processing the directive]

Силиконовая Белоруссия

В последние шесть лет традиционно рабоче-крестьянская Белоруссия неожиданно стала одним из крупнейших в Восточной Европе производителей программного обеспечения. Местные "белые воротнички", с которыми пообщалась Юлия Вишневецкая, никак не могут избавиться от ощущения, что это какое-то недоразумение.
текст: Юлия Вишневецкая фото: Иван Руднев / РИА Новости

"Почему в Белоруссии так развита сфера IT? Да просто чиновники ничего в этом не понимают, вот и не лезут. Но от этого никто не застрахован - вполне возможно, что они разберутся, как этим можно пользоваться, и захотят отобрать".

Студент Слава недавно устроился на работу - разрабатывает движки интернет-магазинов для американской корпорации Oracle. Его непосредственный работодатель - компания Epam Systems, самый крупный аутсорсер в Восточной Европе, резидент белорусского Парка высоких технологий. Слава живет хорошо. В первый год его зарплата составила около 800 долларов - в четыре раза выше, чем средняя по стране. В прошлом году, когда из-за валютного кризиса все подорожало в три раза, Слава стал в три раза богаче.

"Хочешь разгружать вагоны - иди учиться на экономиста. Хочешь заработать - иди в программисты". Так белорусская молодежь сейчас видит перспективы рынка труда. За последние несколько лет в Белоруссии программисты стали самыми востребованными людьми. Студенты технических вузов с первого курса находят работу, если они умеют, например, тестировать скрипты. А зарплата высококвалифицированного IT-специалиста, способного, например, поддерживать систему безопасности американского банка, как жалуются чиновники, уже сравнима с зарплатой белорусского министра.

"Программисты в Белоруссии - привилегированная каста, -  говорит Олег, сотрудник международной компании, занимающейся ИТ-консалтингом. - У нас супернеудачная экономическая политика, экономика стагнирует, кризис сумасшедший. Мы ведь не производим никаких достойных товаров - телевизоры собираются из китайских запчастей, это скрытый импорт. Вроде делаешь белорусское, а зарабатывают китайцы. А экспорт IT растет на 50 процентов в год. Это самое удачное мероприятие, которое было сделано государством в последнее время, - ослабить давление на айтишников и не мешать им вести бизнес".

Идея принадлежала помощнику Лукашенко Валерию Цепкало, который, пользуясь своим влиянием на президента, в 2005 году убедил его установить беспрецедентные налоговые льготы для фирм, производящих программные продукты. Юридически этот облегченный режим существует в форме виртуального Парка высоких технологий, на территории которого предприниматели могут пользоваться поддержкой государства. Это очень быстро дало результат: уже существовавшие к тому моменту аутсорсинговые компании перешли с "серой" бухгалтерии на "белую" и стали получать крупные заказы из Америки и Европы. В итоге Парк высоких технологий стал самой удачной на постсоветском пространстве попыткой выстроить нечто новое в области инноваций и модернизации.

"В Казахстане сделали аналогичную систему, но они пошли от выделения места, - объясняет политолог Юрий Шевцов. - А здесь пошли, как у нас говорят, от жизни. Парк высоких технологий - это экстерриториальное образование. Чтобы стать его резидентом, туда достаточно просто вступить. Цепкало стал решать проблемы, действительно волнующие бизнесменов: кому-то нужно снизить налоги, кому-то нужен участок под строительство коттеджа для ведущего программиста фирмы - он пробивает участок. Есть легенда, не знаю насколько соответствующая действительности, что российское "Сколково" появилось после того, как на Совете безопасности России стал обсуждаться вопрос об отъезде российских программистов в Минск. В Англию, в США - это еще куда ни шло, но в Минск..."

Когда-то Белоруссия была Силиконовой долиной Советского Союза: преподаватели технических ВУЗов рассказывают, как они 60-е годы конструировали ламповые ЭВМ "Минск-2", а потом разбирали на части первые компьютеры IBM, чтобы понять, как они устроены. Именно благодаря этому в Белоруссии отчасти сохранилась система подготовки кадров, позволяющая привлекать программистов к работе на зарубежные компании.

Конечно, Белоруссия - это далеко не Индия и не может с ней конкурировать хотя бы количественно. 15-20 тысяч белорусских программистов - это как одна небольшая индийская компания. Но для восточноевропейского государства это очень много - уже сейчас Парк высоких технологий делает ощутимый вклад в экономику страны: "Это по сути чистый доход, - объясняет Шевцов, - если Минский тракторный завод экспортирует в год, предположим, на миллиард, у него и промежуточный импорт будет миллионов 800: сырье, металлы, комплектующие. И в результате чистая доходность от экспорта индустриального типа оказывается относительно невысокой. А почти с нуля возникший Парк высоких технологий дает норму прибыли выше, чем громадное индустриальное предприятие, опекаемое изо всех сил государством. В Парк высоких технологий вкладываться не надо. Из-за девальвации им еще лучше стало. В прошлом году у них было около 200 миллионов экспорта, а в этом они уже к 300 приблизились".

Главная проблема на пути к тому, чтобы стать европейской Индией - это катастрофическая нехватка кадров. Недавно компании Парка высоких технологий даже договорились не переманивать друг у друга сотрудников, так как с каждым переходом программиста на более высокооплачиваемое место растет себестоимость продукта: сейчас работа программиста низового уровня стоит 20 долларов за человеко-час. Фирмы загружены заказами на полгода вперед, и где брать людей, по-прежнему непонятно: система белорусского образования все-таки не приспособлена для того, чтобы выпускать программистов в индийских количествах.

"Я учился в Университете информатики и радиоэлектроники на факультете информационных технологий и управления, - рассказывает программист Александр. - Все талантливые студенты у нас учатся бесплатно, но после окончания они должны идти по распределению в какое-нибудь ужасное госпредприятие за мизерную зарплату, отрабатывая деньги, которые потратило на них государство. А если не хочешь - нужно оплатить свое образование, это где-то тысяч 10 долларов за пять лет. И пока не заплатишь, уехать никуда нельзя. Я после окончания университета проработал два года на фабрике с зарплатой 150 долларов. Где они еще найдут программиста за такие деньги?

Когда я своим знакомым в России про это рассказываю, они говорят: так это ж клево, не надо работу искать. А для меня это была личная трагедия: я стал зарабатывать в три раза меньше, чем получал, пока был студентом. Ничего, можно в это время заниматься саморазвитием. Такой дзен-буддизм. Но если, не дай бог, уедешь из Минска и попадешь по распределению в какое-нибудь провинциальное отделение банка - можно за два года потерять квалификацию. Чтобы этого не происходило, компании Парка вынуждены за выпускников давать университетам взятки - например, в виде компьютерных классов. У них есть определенные квоты: когда я учился, первые десять человек по успеваемости могли идти в компании Парка, а остальные - в госпредприятия по распределению. И даже чтобы отвоевать эти десять мест, компаниям приходилось сражаться.

Мне кажется, это большая проблема, которую государство пропускает мимо ушей. Может даже до коллапса дойти - очень срочно и очень быстро нужно расширять набор в университетах. У нас президент награждает комбайнеров, лично следит за уборочной. А я бы на их месте максимально развивал IT-бизнес".

Остроумную идею решения кадровой проблемы предложил глава компании Бел-Хард Игорь Мамоненко: он считает, что бухгалтеры могли бы переучиться на программистов - как когда в перестройку инженеры переучивались на бухгалтеров. А для этого надо всего-навсего упростить налоговое законодательство и систему бухгалтерского учета - не только для программистов, но и для всех:

"Если мы возьмем любого бухгалтера, то, во-первых, он уже умеет работать на компьютере, - говорит Мамоненко в интервью изданию "Компьютерные вести". - Второе: ему свойственны, так сказать, качества прецизионности. То есть он не делает ошибок в цифрах. Он умеет работать с программным обеспечением. Сейчас, по данным Всемирного банка, в Беларуси у фирмы на бухгалтерский учет уходит в среднем 900 часов в год. Средняя цифра по миру - 160 часов. А в Объединенных Арабских Эмиратах вообще уходит 12 часов. Поэтому если мы время на бухгалтерию сократим хотя бы в пять раз, то от 400 тысяч бухгалтеров мы оставим 80 тысяч.  А 320 тысяч человек у нас высвободятся. Конечно, это не должно произойти одномоментно - мы рассчитываем примерно на пять лет. То есть специалисты будут постепенно высвобождаться из бухгалтерской сферы, сфера образования их будет "подхватывать". Также никто не спорит с тем, что предоставление льгот привлечет в Беларусь всех мировых лидеров в области IT-образования".

Мамоненко считает, что, если этот проект удастся, переученные бухгалтеры смогут приносить в страну около 7 миллиардов долларов в год:  "Если 150 тысяч индусов в одной компании зарабатывают 10 миллиардов долларов, то почему 300 тысяч белорусов не могут заработать 7 млрд? Мы просто умножили 300 тысяч человек на 15 долларов за человеко-час и отняли 20 процентов, традиционно приходящиеся на время отпусков и учебы".

Другая проблема, логичным образом проистекающая из всего этого, - утечка мозгов за рубеж. Александр считает, что аутсорсинговая модель этому способствует: "Если человек нравится, его переманивают на Запад. В последние два года из моего близкого окружения уехали человек шесть. Если уедешь программистом в Штаты - через три года будешь жить в своем доме, зарабатывать нормальные деньги, ездить на хорошей машине. Штаты - страна возможностей, а у нас - страна невозможностей. Ты можешь купить в лучшем случае квартиру однокомнатную где-нибудь в пригороде. Кредиты в Белоруссии почти не дают.  У нас запрещены кредиты в иностранной валюте, а в белорусских рублях это 50-60 процентов годовых - потому что инфляция за 100 процентов зашкаливает. Меня недавно звали на работу в Лондон - и я не поехал только потому, что мне надо здесь заботиться о больной матери".

Хотя программисты живут лучше всех, они в основном настроены по отношению к своему государству чрезвычайно критично: "Я не знаю ни одного человека, который поддерживает нынешнюю власть, - говорит Александр. - Электорат Лукашенко очень сложно найти. Я знаю 300 человек - только один когда-то поддерживал Лукашенко. Мне 27 лет, я еще отношусь к поколению, которое помнит дух свободы, белорусский язык. Сейчас БРСМ (Белорусский республиканский союз молодежи - номинально независимая общественная организация, поддерживающая и поддерживаемая властями) делает из людей зомби, пионеров, которые не представляют себе что-то другое. А мы в школе еще учили какую-то историю без Лукашенко в учебниках".

Впрочем, Юрий Шевцов считает, что "программисты живут в транснациональной среде, очень критичной ко всему. Многих проблем, с которыми сталкиваются обычные люди, для них не существует. Они белые воротнички, рабочая аристократия нового типа. Им нужен другой антураж, другая сфера услуг. Часто им хочется просто иметь право на критику, право на публичность. Поэтому они входят в такой эстетический диссонанс с окружающей политической реальностью. Не думаю, что они могут быть социальной базой для каких-то политических трансформаций в Беларуси. Но как место концентрации людей со специфичной транснациональной культурой Парк стал очень интересным белорусским культурным феноменом. Причем феноменом растущим очень быстро".

КОММЕНТАРИИ (46)

  • batcher batcher
    30/май/2012 15:39
    "демократичный" сайт :) неугодные комментарии удаляются, собственно чем вы отличаетесь от нынешней власти, ничтожества, без голоса и мнения :)
  • Владимир Вашурин
    20/апр/2012 03:14
    Прочитал статью о близкой для меня теме, решил почитать комментарии, вдруг найдется кто то, кто дополнит или уточнит написанное. Вдруг появится тут белорусский программист со своими оценками...

    А открыв комментарии увидел героическую интернет борьбу с "москальским империализмом". :)))) И ладно б хоть слушали, что пишу я или другие, так нет же. Главное самому сказать и обличить, а не прочитать.

    Я реально рад, что СССР развалился. Хорошо, что мы живем в разных странах. А ведь я раньше поражался, читая того же А.Тараса, думал, что он такое несет в своих статьях. А оказывается это эпидемия, поражающая целые группы, в общем то умных людей (дураков вроде тут не видел). Эпидемия выражающаяся в том, что для людей главное спорить о пустом. Видимо в этом выражается национальная самоидентификация и национальная гордость. :)

    Стас Орлов, если вам так важны названия названия, то уж пишите официальное название моей страны: Российская Федерация.

    А вообще мне все равно. Пусть будет Беларусь, далее писать тут не собираюсь, в пустую тратить силы не буду.
  • Стас Орлов
    13/апр/2012 16:41
    Белоруссия = Белорусская Советская Социалистическая Республика, Беларусь = Республика Беларусь ( образовалась в 1991).... вот и вся разница....нормы Русского языка совсем не причем... или в Беларуси русский язык 2-го сорта ?... никак не могу понять, почему гражданам России трудно принять это название.?... Беларусы же не называют Россию Российской Советской Федеративной республикой....
  • Владимир Вашурин
    08/апр/2012 22:02
    PigmyPig Дим, я программист (собственно по этому меня заинтересовала статья и комметарии) и приходится иногда общатся с людьми из разных страны. Никто не пытается меня учить. Да и я не прошу говорить других на русском. Поверьте, американцу сказать имя собственно "Россия" совсем не просто. Так зачем я должен его заставлять говорить по-моему? И болоруссов не хочу засталять говорить по-русски.

    А насчет уступок в языке, так я совсем не хочу. И смысла не вижу. Возможно русский язык измениться, возможно нет. Но это естесвенный процесс, а вовсе не имперскость, как тут мне рассказывали бывшие "братья".

    PS "братья" пишу в кавычках, посколько помню свое юношество. Будучи подростком читал журнал "Кэмпо" и книгу "Боевая машина" белорусса А.Тараса. Давал книгу друзьям, хвалил и описывал лучшими словами. А потом прочитал его националистические статьи, о том, что русские и белоруссы не братья. И ладно б он защищал культурную самобытность белоруссов или историю Белоруссии. Он русских грязью поливал. Ощущение было, что я как в грязи искупался. К чему пишу свои воспоминания? К тому, что ни кому верить и уж тем более уступать нельзя. Мое есть мое. Вместе наши народы вряд ли будут. Я уверен, хорошими соседями будем вполне. Но "братьями" я быть НЕ ХОЧУ! И менять свой язык под что то, например, под мифическое "братство" тоже.
  • PigmyPig Дим
    04/апр/2012 13:16
    Владимир Вашурин,
    >>Кстати, назовите причину, по которой я говоря на русском,
    >>не должен говорить Германия, а должен говорить Дойчланд,
    >>или не должен говорить Англия, а должен говорить Ингланд?
    Причина проста, эти страны не являются носителями русского языка и не просили называть их на русском (в том числе в официальной переписке) подобными названиями. Если бы попросили я думаю не отказали бы как и многим другим странам до этого.
    >> слово Белоруссия - это правила русского языка.
    Не понял что за правила. Просто я как и Вы русский изучал с первого класса и мои преподаватели говорили мне что образование имен собственных в русском языке не подчиняется правилам. Видимо плохие учителя были в БССР.)
    Максим Савин, меня эта тема не столько волнует, сколько забавляет. Просто любопытна природа двойных стандартов. В той же Википедии статью Южная Корея, переименовали в официальное Республика Корея, не смотря на общеупотребительность первого названия, а Белоруссию наоборот, оставили Белоруссией мотивируя что общеупотребительность важнее официального названия. :)
    Но че спорить, история все поставит на места. Заглянуть в того же Яшу (wordstat.yandex.ru), так по поисковым запросам Беларусь в месяц набрали 2 943 778 раз, а Белоруссию почти в 2 раза меньше 1 487 357.
  • сергей королёв
    04/апр/2012 09:55
    Я родился в Белоруссии живу в России. Не понимаю зачем эти"разборки" Каждый народ имеет право называть свою страну как ему угодно,а жители других стран- согласно сложившейся традиции.С исторической точки зрения эта земля раньше называлась БЕЛАЯ РУСЬ.Читайте историю -была еще и Черная Русь.
  • Максим Савин
    28/мар/2012 00:56
    Представьте нашу планету как единый организм. Без какого органа вы хотели бы обойтись?. Представьте страну как орган, чтобы вы хотели там вырезать? Вы уверены что это ненужная часть? Без нее было бы лучше, скажете вы. В древности гонцам удаляли селезенку, считалось,что она мешает им бегать. Не похожа ли ситуация на ваш спор? Каждая страна на мой взгляд имеет то, что заслуживает. Изменятся люди, изменится страна.Поразмышляйте
  • Максим Савин
    28/мар/2012 00:49
    А почему бы всем не остаться при своем мнении. Заявлять об исключительности чего-либо (будь то трактора, программисты, языки или хлеб)это выдувание мыльного пузыря. Природа не терпит однообразия. Должно иметь место все. Даже голубые. А если выпячивать что-то одно получается карикатура.Посмотрите на свое тело и скажите какую часть вы хотели бы увеличить в 5 раз. Вам еще не смешно?
  • Konstantin Blashko
    27/мар/2012 14:54
    Na scet togo, cto Lukasenko nagrazdaet za sbory dostonyx urozaev, a ne programmistov-eto pravilno. Kormit liudej nuzno ne cifrovymi kodami, a realnoj produkcijej i ee mozet dat tolko zemlia, a ne virtualnyj mir.
  • Владимир Вашурин
    26/мар/2012 22:01
    Самое забавное в диалоге - это то, как тут начали кричать и кидаться на русский язык и правила языка. Хотя правила языка не более чем правила. Кстати, сегодня одни, завтра другие.
    А потом теже люди дружно "слились" и стали писать, что русских нигде не любят. :)))))
    Бывшие "братья" по стране, вы дружно стремитесь в Европу. Ну так поучите поляков польскому, немцев немецкому, англичан английскому. Что вы к нам то нас учите? Или там это не принято?
  • Владимир Вашурин
    26/мар/2012 21:36
    Алексей, а по существу? Без сказок об империализме? Кстати, не я начал всем хамить.
  • Алексей .
    26/мар/2012 20:34
    А потом вы начинаете искренне удивляться за что вас так не уважают и не любят в восточной Европе, в Прибалтике, в Украине. Не имеете уважения к другим государствам - к вам будут относиться так же.

    Останетесь одни скоро со своими ресейскими иперскими понтами.

    удачи!
  • Владимир Вашурин
    26/мар/2012 19:46
    PigmyPig Дим, слово Белоруссия - это правила русского языка. И только. Злит не слово Беларусь, а то, что люди, типа Алексея, в слово Белоруссия вкладывают какой то идиотский смысл. Вроде как русские обижают этим словом белоруссов. :))) Смешнее лишь украинцы, которые искренне верят, что фраза "на Украине" - это империализм русских :))))))), а вовсе не правила русского языка.
    Кстати, назовите причину, по которой я говоря на русском, не должен говорить Германия, а должен говорить Дойчланд, или не должен говорить Англия, а должен говорить Ингланд?
  • PigmyPig Дим
    26/мар/2012 00:41
    Владимир Вашурин, какие слова натолкнули Вас на мысль что я склонен к хамству? Какая фраза позволила Вам сделать вывод что я жертва имперских амбиций?
    >>Все, что я могу сказать таким как вы,
    >>не учите меня писать и говорить по-русски.
    >>Я же не учу вас писать по белорусски.
    Ну хорошо, тогда расскажите что с точки зрения русского языка Вам не нравится в слове "Беларусь"?
  • Владимир Вашурин
    23/мар/2012 15:20
    PigmyPig Дим, не надо хамить, как это сделал Алексей. Не хамите и не обхамлены будете.
    Вообще, я за дружбу народов, но порой лучшая дружба через границу. И не льстите себя, в России есть дураки мечтающие об империи, но есть и те, кому глубоко плевать на империи. По мне важнее всего судьба моего народа.
  • Владимир Вашурин
    23/мар/2012 15:15
    PigmyPig Дим, не смешите меня.
    Мне глубоко плевать на ваши комплексы бедной жертвы имперской России, и меня вообще не интересует империализм. Лучше жить в разных странах,с такими как вы. Да и мне без вас живется лучше.
    Все, что я могу сказать таким как вы, не учите меня писать и говорить по-русски. Я же не учу вас писать по белорусски.
  • PigmyPig Дим
    20/мар/2012 12:03
    Владимир Вашурин, нравятся мне такие люди как Вы. С одной стороны громко возмущаются, что в Прибалтике и Украине русский язык не государственный, ущемляют язык, с другой стороны стране носителю языка с официальным статусом запрещается участвовать в формировании этого языка. Вы уж определитесь с позицией. А то получается по просьбе родного и близкого Кот-д'Ивуара апостраф в виде исключения в русский язык ввели. Ну а белорусы нам никто, мы сами лучше них знаем как их называть надо.
    Да. И я как и все здравомыслящие люди готов писать Россия на белорусском языке так как Вы просите после того как белорусский язык будет вторым государственным в России и Россия официально попросит называть страну по-белорусски Россией.
  • Юрец Чесноков
    19/мар/2012 17:21
    Castles Air, а Вы можете аргументированно возразить мне, или так просто, языком треплете?
  • peculiary Syoma
    18/мар/2012 18:40
    polit_thinking Polit_thinking,

    зато когда вас называешь россиянами вы скрежещете зубами, потому что "такой национальности нет и страны Россиянии тоже нет". Короче, как в том анекдоте про прапора:"Почему без шапки, почему в шапке?!"
  • Castles Air
    18/мар/2012 11:38
    "Насчет примера про США - даже по Вашим данным программисты приносят только 15%, но Вы ж надеюсь не забываете про ЗАВОДЫ, которые зарабатывают остальные 85%?"


    если вы считаете, что 85% ввп сша обеспечивает промышленность, то советую срочно курить матчасть
  • polit_thinking Polit_thinking
    16/мар/2012 02:35
    Ну и по поводу названия страны...:))) дикая реакция аборигенов просто поражает...:))) когда они всех в России называют русскими (хотя там живет больше 100 национальностей) - им ничего...Но когда их называют Белоруссией - прямо-таки заходятся от злобы...Беларусь или Белорусссия - это просто болото в центре Европы - как ты его не назови...оно не станет менее завистливым и понторезным...:)))
  • polit_thinking Polit_thinking
    16/мар/2012 02:31
    Ха-ха...это полностью пропагандистская статья...Ну вот судите сами http://www.cnews.ru/downloads/RUSSOFT_Survey_8_ru.pdf -вот исследование...Экспорт IT из РФ в 2012 составит почти 5 млрд.$. Из Беларуси с учетом макс.достижения не больше 400 млн.$. Выручка только Kaspersky в 2011 составила 612 млн.$ - это в два раза больше всего экспорта IT из "страны эканамичэскага чуда"....:))) Пустая болтовня...Кроме того, все знают, что в РБ компании работают из-за низких зарплат на персонал,он на 60-80% меньше, чем в РФ. Но ведь ПВТ - это особый льготный налоговый режим...В РФ такие тепличные условия есть не везде...скорее исключение...В Беларуси сидят примитивные тестеры, но не разработчики - таких единицы....В плане IT, Беларусь -это Китай или Вьетнам в традиционных отраслях - примитивный труд и никаких собственных разработок...Тешить свою самолюбие и заявлять на весь мир о своей значимости - любимое занятие белорусов - комплексы неполноценности....:)))
  • clubbasss Юрченко
    14/мар/2012 18:21
    Ух ты! Как кацапы встрепенулись... Ваши имперские замашки смешны. Уважайте другие страны и народы, - ссср уже в прошлом, и будут уважать Вас. Есть Беларусь и едут в Украину!
  • Oleg Lurye
    13/мар/2012 13:24
    Особенно забавно баннер со ссылкой на это описание белорусского рая смотрится под новостью на ленте про то, что в Исландии навернулась построенная было постиндустриальная экономика :)

    программеры, получающие 800 долларов, живут хорошо, пока правительство Беларуси на деньги граждан России поддерживает низкую стоимость всего, чего только можно. посмотрел бы я на него с 800 долларами в Москве или хотя бы в Новосибирске.
  • Владимир Вашурин
    12/мар/2012 18:50
    Алексей, вы смешны, как и любой шовенист. Я перестану звать Белоруссию Белоруссией, как только беларуссы, говоря на белорусском, перестанут звать мою страну Расія, а будут звать ее Россия.
    А пока не пишите глупостей, не выставляйте себя дураком.
  • Юрец Чесноков
    11/мар/2012 21:10
    2Алексей. Лёша, а как ты пишешь Россию с маленькой буквы и учишь при этом вежливости без когнитивного диссонанса? Насчет Белоруссии vs Беларусь - когда я буду работать в МИДе, я точно всегда буду писать как в реестре ISO. Но пока я просто гражданин, я буду называть Бейджинг Пекином, Денмарк Данией, а Беларусь Белоруссией)))). Полностью согласен на аналогичное отношение к России, но не согласен на менторский тон некоторых комментаторов.
  • ефрем ефремов
    10/мар/2012 19:29
    Согласен с Александром Кондратом. Тракторы обьективно нужны вне зависимости от нужды в софте. А без трактора подохнешь с голоду. Бизнес IT быстро разворачивается и также быстро и дистанционно перетекает в любую дешевую азиатскую страну. Пока программист в Белорусии получает мало - ИТ живет в Белоруссии.
    И обидно читать от неблагодарных свиней, которые получили бесплатное дошкольное, школьное и университетское образование в Белоруссии, получили бесплатную медицину и инфраструктуру благодаря таким гигантам как МТЗ, Белаз и т.д. Благодаря работе и заслугам Лукашенко втом числе.
    На то они и неблагодарные свиньи.
  • Алексей .
    10/мар/2012 16:29
    Марк Болдырев, запомните, что "ляпнув" не подумав - Вы показываете свою безграмотность. В реестре международных названий стран по стандарту ISO-3166 нету никакой белорусии , а есть страна БЕЛАРУСЬ. И во всей вашей дипломатической переписке тоже указывается страна Беларусь. Запомните!

    Можете называть как угодно бутылку водки, трактор, или девицу лёгкого поведения. Но если Вы хотите что бы вашу россию уважали - научитесь уважать других.
  • Alibek Khakiev
    10/мар/2012 15:44
    Нет такого русского слова "нету":-)
  • ruzh young
    10/мар/2012 15:44
    Марк Болдырев, Белоруссий такой страны не существует. Это грубая ошибка, поддерживаемая неграммотными совковыми журналюгами и прочими сочувствующими, которым можно посоветовать только одно- зажать свои имперские яйца тисками.

    Беларусь (Belarus) - только так.
  • Марк Болдырев
    10/мар/2012 11:57
    Алексей, Белоруссия есть. Пожалуйста, не надо "поправлять" русский язык. Он не зависит от политических изменений. Запомните. А "Беларусь" (да ещё и через "а";) это трактор. Также запомните.
    Всё остальное относится ТОЛЬКО к дипломатическим документам.
  • Alexander Horoshev
    04/мар/2012 21:03
    "Недавно компании Парка высоких технологий даже договорились не переманивать друг у друга сотрудников, так как с каждым переходом программиста на более высокооплачиваемое место растет себестоимость продукта"

    вот это же скрытый заговор работодателей. Не будем программистам повышать зарплаты, все вместе, чтобы они на нас работать не перестали, а то видите ли себестоимость растет.

    Какого хрена. Растет себестоимость, улучшайте менеджмент, повышайте квалификацию рабочих. Почему ктото должен работать за меньшие деньги, если за такуюже работу рядом предлагают больше? Это вам не китай, где рабочих можно скупать пачками.
  • Алексей .
    03/мар/2012 15:12
    нету такой страны Белоруссия, есть страна Беларусь! Запомните.
  • Юрец Чесноков
    20/фев/2012 17:03
    Алексанр Руденко, Ваши рассуждения об экономике крайне прямолинейны - и ясно почему, процитирую Вас же "...Я не большой специалист в экономике - моё экономическое образование заканчивается экономической географией 7-8 класса средней школы...", дальше Ваши рассуждения, простите уж, неинтересны. Насчет примера про США - даже по Вашим данным программисты приносят только 15%, но Вы ж надеюсь не забываете про ЗАВОДЫ, которые зарабатывают остальные 85%?
  • Михаил Яковлев
    15/фев/2012 18:57
    Полностью поддерживаю точку зрения Юрия Шевцова. Программисты действительно живут в другой среде а если точнее в мире иллюзий которые они по роду своей деятельности придумывают с начало для себя а потом для других. Конечно не все из них такие, но большинство уж точно. Особенно интересна фантазия по поводу бухгалтеров, как все оказывается просто и линейно))))) Действительно + потом - на выходе + все совпало работает только правда виртуально, хотелось бы посмотреть как он это в реальной человеческой жизни реализует.
  • Андрей К
    09/фев/2012 07:04
    Фраза "Слава живет хорошо. В первый год его зарплата составила около 800 долларов" у нас (сибирский мегаполис)выглядела бы спорной. Реальный прожиточный минимум на взролого работающего человека у нас около 600 USD . Дешевые продукты требуют дешевой сельхозтехники и тд. Все взамосвязано. У нас в начале нулевых заплата в 5 USD в час тоже считалась хорошей и был бум аутсорсинговых компаний (15-5=10 в час - неплохой навар даже после всех налогов). А когда пришлось платить прогерам по 8-10 USD в час, часть этих фирм закрылось, чась переориентировалась на местные проекты.
  • Влад Борисевич
    06/фев/2012 01:33
    Статья просто великолепная. Спасибо.
    А те, кто начинает защищать заводы, то даже не знаю. Ребзя, посмотрите на опыт Сингапура, за 40 лет из стран третьего мира попавший в первую линию государств. И посмотрите, что там делалось. Девальвации и прочее - это не просто так у нас в Беларуси. Это признак импотенции власти и полнейшей оторванности от ситуации. Чыноуники вызывают не уважение, а смех.
  • Анатолий Руденко
    01/фев/2012 23:38
    Petr Tkachik
    01/фев/2012 13:29
    Как вообще можно сравнивать виртуальные програмные продукты и производство машин,
    станков, сельхозпродукции?

    Юрец Чесноков
    01/фев/2012 19:53
    заводы не такие прибыльные, смотри-ка надутые какие программисты в Беларуси.


    Во-во. Рассуждения типичного электората Луки. :)

    Я не большой специалист в экономике - моё экономическое образавание заканчивается экономической географией 7-8 класса средней школы. (ну и полит.экономией социализма в ВУЗе - которая являет собой полный идиологический бред). Так вот в школе нас учили, что производство с целью минимизации непроизводственных расходов должно быть максимально приближенно к источникам сырья. И в частности тяжёлое машиностроение должно распологаться макимально близко к добыче и переработке металлов плюс к источникам дешёвой элетроэнергии (так как это производсиво энергоёмко). Когда в СССР создавали машиностроение в Беларуси - Беларусь объявили сборочным цехом СССР - и наплевали на все элементарные экономические правила. Сейчас Беларусь расхлёбывет это. Лука вместо того,чтобы думать, как реорганизовать эти производства, уже 18 лет строит ледовые дворцы в каждом колхолзе.
    А тракторнай завод продолжает работать, как и работал раньше. Сейчас тракторами заставлена не только вся территория тракторного завода, но и все пригородные леса под Минском. Трактора производятся - но не продаются. Экономическое чудо (!!!) - люди работают, производят трактора, трактора не продаются, но людям платят зарплату (как вы говорите, лука кормит людей) - но откуда берутся деньги ? (* Это вам домашнее задание *)
    И всё тоже самое в любом реальном секторе промышленности (за небольшим исключением)

    (* Ответ на домашнее задание *)
    Когда-то спасали обещания о дружбе с Россией - от будущих друзей получали дешовую нефть. Сейчас этого нет. Сейчас наш экономический Чудотворец берёт кредиты, где не попадя - уже имеем долгов в 27млд.долларов - по 2700 долларов долгов на каждый беларуский нос (включая младенцев). И продалжает конючить 5млд у МВФ. Через 3-5 лет только обслуживание долгов (проценты) будет равно всему беларускому ВВП.


    Теперь вернёмся к нашим баранам - то есть программистам.
    Силиконовая Долина (условно программисты) в США даёт 10-15% американского ВВП. Российский ВВП равен одной шестой американского ВВП. ТО есть "американские" программисты только в Силиконовой Долине создают внутринний валовый продукт по стоимости сопоставимый с в нутренним валовым продуктом всей России с её нефтянкой, пороходами и причалами.
    Не впечатлило ?
    При всём притом программисты не потребляют сырьё и электроэнергию, плюс не портят воздух (не всегда, конечно :) )
    Попытку создания подобия Силиконовой Долины совершали: Франция, Китай, Индия, Тайвань, Россия и тд. Силиконвая долина - это не только программисты - нужны свежие мозги во всех областях. Если программный продукт создаётся для медицины - то нужны не только программисты, но и биотехнологи и тп.


    Petr Tkachik
    01/фев/2012 13:29
    Кому нужен хотя бы 1 млн.программистов? Может 500 тыс. программеров накормят страну?

    Отвечу скромно - НАКОРМЯТ! :) Если бы в Беларуси было бы 1 млн.программистов - они давали бы столько налогов, что остальная часть населения могла бы не работать ! :)
    А на обслуживание привлекались бы люди из других стран :) - как это происходит в Арабских Эмиратах и Кувейте - только там всё это обеспечивает нефтянка.
    А может Вы сомневаетесь, что нефтью можно накормить людей ?
  • Юрец Чесноков
    01/фев/2012 19:53
    Поражает примитивность мышления "новых аристократов", заводы не такие прибыльные, смотри-ка надутые какие программисты в Беларуси. Весь этот парк, все это великолепие схлопнется как мыльный пузырь при подходящем кризисе, вспомните 2001 год и обвал т.н. "доткомов". Насчет того, что тупое правительство не разбирается как отобрать деньги у программистов и поэтому они такие зажиточные - бред, если правительству надо что-то отобрать - оно отберет. А план конвертировать бухгалтеров в программисты вообще ниже всякой критики...
  • Petr Tkachik
    01/фев/2012 13:29
    Как вообще можно сравнивать виртуальные програмные продукты и производство машин, станков, сельхозпродукции? Лукашенко заботиться о миллионах трудящихся. Кому нужен хотя бы 1 млн. программистов? Может 500 тыс. программеров накормят страну? Дали возможность развития программистам и пусть радуются, а не пюют в колодец из которого пьют воду.
  • Анатолий Руденко
    31/янв/2012 23:11
    ??????? ?????
    31/янв/2012 16:55
    Я думал, что только россияне лучше знают настроения в Беларуси, чем сами беларусы. Ан нет. Оказывется и украинцы тудаже. Дядька вот в Беларуси взял кредит и вполне счастлив - следовательно все беларусы счастливы и довольны Лукой !

    Да и со словом "ложь" Вы, ??????? ?????, поосторожней. Вам описывают ситуацию с кредитом на сегодняшний день, когда луканомика пришла к своему логическому концу - и это описание есть абсолютная правда.
    А про кредит дядьки Вашего есть куча вопросов - когда он взял, в какой валюте, да и кто он есть Ваш дядька (если он лукашенковский наменклатурщик или мент, к примеру, - то и сейчас, наверно, может взять в валюте и под смешные проценты :( )
  • ??????? ?????
    31/янв/2012 16:55
    Да и насчёт кредитов ложь, мой дядька взял кредит на дом на 20-ть лет под смешной процент
    и вообще там с электоратом Лукашенко всё нормально
    его в Белоруссии любят и ценят.
    Не дай бог им нашей Украинской демократии
  • Анатолий Руденко
    31/янв/2012 00:32
    Петр Мараховский
    30/янв/2012 14:15
    Так кому повезло,,,с Лукашенко?

    Вам !!!
    IT-индустрия существует в Беларуси не благодаря, а вопреки Лукашенко. Если бы он или его окружение знало, как прибрать это дело к своим рукам - давно уже бы сделало это - и развалило бы всё что существует, как это присходило и присходит со всеми другими секторами экономики. Просто IT-индустрия - это не колхоз, где Лукашенко "большой профессионал" и может селекторными совещаниями увеличить надои молока в два раза. :(
    Любая попытка государства прибрать к рукам IT-компанию - это не медленная, а моментальная смерть компании - и никакого дохода государству, так как западный заказчик не будет размещать свои заказы в слабоуправляемую гос.компанию. В отличии от предприятий рельного сектора, где завод будет давать прибыль (если она была) ещё какое-то время, пока не сдохнет "в ласковых руках" лукашенковского экономического чуда.
    Вот и Парк высоких технологий создан для того, чтоб хоть каким-то боком государству попытаться поучаствовать в управлении и прибыли IT-компаний.

    Почему IT-индустрия развалилась в Украине, а в Беларуси нет ? Здесь, мне кажется, автор статьи прав - просто так сложилось исторически. Начиная с 60-х, в Беларуси очень активно развиавась индустрия ЭВМ. Завод Оржиникидзе, НИИ ЭВМ, ЦНИИТУ, ФПМ БГУ и тд. А в начале 90-х, я тоже имел зарплату в 5 долларов в Академии наук,и может быть тоже подался бы на базар (хотя вряд ли :) ). Но в начале 90-х нас "вычислили" японцы по статьям одного нашего товарища в западных журналах. Заметьте - не мы к ним приползли - они к нам пришли с "челобитной" :) !!! То есть приход к нам японцев был предрешён всей предыдущей историей развития компьютерного дела в Беларуси !
    Ну а в Украине, видимо, всё это было немного по другому ... И на повороте истории "базары" прикрыли медным тазом компьюторную-индустрию. :(


  • Петр Мараховский
    30/янв/2012 14:15
    Опыт Беларуси - прекрасный! Но Вы,ребята,не видели "шмаленого вовка":на Украине целое поколение программистов,начиная с 90-х годов прошлого века, через безработицу,базары "ушли" в безвестность и навсегда,,,А новое поколение молодых людей "кинулось"в юристов,финансистов и шоу-бизнес,,,Так кому повезло,,,с Лукашенко?,,,
  • Дмитрий Дементьев
    27/янв/2012 01:54
    маленькая поправка по поводу распределения: в компанию, входящую в Парк высоких технологий можно распределиться совершенно легально(их приравняли в этом плане ко всяким гос.предприятиям). Все знакомые и сам так и сделали.
  • Alexandr Kondrat
    26/янв/2012 19:24
    Автор статьи, видимо далека от экономики и промышленности. Как можно сравнивать тракторный завод, и техно-парк? У любого тракторного завода в мире окупаемость 10-15 лет, а у конторки программистов 1 год. Правительство абсолютно верно поступает, что охраняет заводы. Это делается во всем мире. А написано так, как будто это что-то из ряда вон выходящее.

КОММЕНТИРОВАТЬ

Вы можете оставить комментарий, войдя под любым из ваших аккаунтов
в социальных сетях:
Просим прощения, но в данный момент возможность комментирования недоступна...
Made by charmer

О проекте

«Страна, которой нет» — это специальный проект lenta.ru,
посвященный 20-летию распада СССР.
В течение ближайших месяцев в рамках этого проекта вы сможете увидеть:
  • репортажи журналистов lenta.ru, которые объехали 15 республик бывшего СССР, нашли в них людей, места и явления, которые остались в этих странах с советских времен и посмотрели на то, как всеизменилось;
  • фотографии и видео, сделанные лучшими репортажными фотографами страны: как выглядит сейчас жизнь бывших советских республик;
  • архивные съемки из союзных республик СССР;
  • статьи лучших российских писателей о важных для них местах на карте Союза;
  • видеоинтервью с обычными жителями 15 независимых республик: как они вспоминают советское время, и что изменилось в их жизни с тех пор;
  • интерактивная карта, на которой вы можете отметить места, где вы бывали в советское время, и рассказать о них другим читателям lenta.ru.