Замершее сердце Ташкента
В Ташкенте, если поехать на метро от станции "Чиланзар" в сторону станции "Максим Горький" и выйти на станции "Мустакиллик майдони" ("Площадь Независимости", бывшая "Площадь имени Ленина"), то окажешься в самом центре города. Можно доехать и до станции "Амир Тимур", бывшей "Октябрьской революции", но тогда окажешься с другой стороны центра. Разумеется, речь идет не о деловом центре, который рассредоточился по всем ташкентским базарам, и не об официальном, государственном центре, культурном или каком-то другом. Хотя именно здесь расположены Сенат, Служба национальной безопасности (ранее КГБ), министерство финансов, бизнес-центр, гостиницы, ЦУМ, множество памятников, музеев и целый каскад фонтанов.
Речь сейчас пойдет о совершенно другом - не столько туристическо-глянцевом, сколько о духовном центре узбекской столицы. Те, кто бывал в Ташкенте, поймут: это улица Сайилгох ("бульвар, место народных гуляний", бывшая Карла Маркса), более известная как Бродвей, и сквер, более известный как Сквер. Просто Сквер.
Бродвей - пешеходная улочка длиной метров в 800. Начинается она прямо у здания СНБ. Расположенный напротив него фонтан раньше пользовался большой популярностью у жителей города: на окружавших его лавочках отдыхали после работы (не только сотрудники госбезопасности), пили пиво, дети даже купались в фонтане. Далее Бродвей следует мимо самого модного в Ташкенте во все времена ресторана "Зерафшан", пересекает одноименную улицу (в советские времена - Кирова, позже - Мустафы Кемаля Ататюрка) и упирается в Сквер, ныне носящий имя Тамерлана, а в прошлом - сквер Революции. Под этим именем и прошла его золотая пора.
В XIX веке это место называлось Константиновской площадью, потом - Кауфмановским сквером. Соответственно трансформировался и монумент в центре сквера. Сейчас там восседает на лошади Тамерлан. Раньше здесь располагалась могила генерал-губернатора Туркестанского края Константина Петровича Кауфмана. Затем останки победителя бухарцев и хивинцев перенесли в военный Спасо-Преображенский собор, а в сквере установили памятник Кауфману. После Октябрьской революции его демонтировали, а на оставшийся постамент водрузили некую пролетарскую инсталляцию из знамени и пушек. Их сменил "Серп и молот", потом - колонна с лозунгом "Октябрь - маяк мировой революции. 1917 - 1927". Ее, в свою очередь, заменили сначала на Ленина, а потом и на Сталина. В начале 1960-х Сталина закономерно отправили в утиль и вернули колонну, которую местные жители, лишенные былого пиетета к октябрьским лозунгам, прозвали "русско-узбекский словарь". Только в 1968 здесь появился Карл Маркс - и продержался до 1993 года. "Превращается в прах за кумиром кумир", как писал Омар Хайям.
Сквер революции. 1968 год. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
...Сквер и Бродвей, получивший свое американизированное название, разумеется, с легкой руки стиляг 60-х, были излюбленными местами отдыха ташкентцев. В советские времена в сквере были два кафе и ресторан. Позже на их месте устроили фонтаны. На Бродвее же точки общепита после развала Союза размножились несказанно. К середине 90-х годов по улице было не пройти не проехать: фарцовщики, художники, продавцы антиквариата, игрушек и произведений местных ремесленников, аттракционы, кафе, рестораны, плов прямо на улице, прилавки с десятками видов шашлыков - все это делало Бродвей самым оживленным местом не только Ташкента, но, пожалуй, и во всей Средней Азии. Именно здесь, к слову, впервые появились двойники антиподов: Ленина и Гитлера, позже переехавшие в Москву и сделавшие там шумную карьеру.
Если "фишкой" Бродвея была именно эта бурная жизнь, то у Сквера было другое направление. Под кронами деревьев царила романтика. Причем широчайшего диапазона - это место было чрезвычайно популярно и у влюбленных парочек, и у проституток. Но главной достопримечательностью Сквера были вовсе не они, и не кафе с фонтанами, и не продавцы семечек, и даже не памятник Марксу. То были столетние чинары (платаны).
Деревья были знатные. Несколько метров в обхвате, они помнили первых туркестанских губернаторов, революцию 1917 года, Осиповский мятеж, польскую армию генерала Андерса, толпы эвакуированных советских граждан, землетрясение 1966 года и влюбленных Родиона Нахапетова с Анастасией Вертинской.
Фрагменты фильма "Влюбленные" 1969 года, режиссер - Эльер Ишмухамедов
В 2009 году власти пошли на кощунственный шаг - спилили чинары. Теперь от Сквера осталось одно название: посреди огромной пустой площади, кое-где засаженной кустиками, высится конная статуя Тамерлана, а там, где когда-то жители Ташкента и приезжие прятались от жары, бродят туристы и работники коммунальных служб.
Уничтожение чинар в Сквере стало, похоже, самым осуждаемым поступком узбекских властей за все время независимости (если не считать, конечно, событий в Андижане). "Вырубку ташкентского сквера русские не простят Каримову никогда, - считает известный узбекский фотограф-документалист Умида Ахмедова. - Что говорить - люди, чье детство и юность прошли в Ташкенте и которые давно не были в этом городе, просто отказываются верить в то, что на месте Сквера теперь зияет проплешина".
Мотивы властей при этом остаются загадкой, хотя предположений высказывается множество. Изначально озвученная официальная версия гласила, что чинары были обречены - дескать, их атаковали какие-то чересчур прожорливые жуки-короеды. Ташкентский городской комитет по охране природы сообщил, что за последние годы короеды в городской среде мутировали и угрожали пожрать вообще все зеленые насаждения в столице. Помимо жуков, причинами вырубки называли и проституток, облюбовавших Сквер. Впоследствии, правда, возобладала другая официально озвученная версия: чинары срубили, поскольку они не вписывались в новый генплан развития города.
Однако оппозиционно настроенные граждане отказывались верить и в проституток, и в короедов - они все больше склонялись к мысли, что чинары пострадали из-за чрезмерной мнительности президента страны, решившего ликвидировать потенциальное убежище демонстрантов в случае возможных народных волнений. Наводить порядок на открытом пространстве всегда проще, чем в дремучем лесу. По этой же причине, уверяют оппоненты Ислама Каримова, были срублены вековые деревья в Самарканде и других городах, а также на мусульманских кладбищах. Другие, также не относящиеся к поклонникам президента, настаивают на более прозаической версии: чинары, мол, продали на пиломатериалы.
Каковы бы ни были причины вырубки Сквера, деревья жаль. Как жаль и тот дух настоящего Ташкента, который ушел вместе с ними. Тем более что почти одновременно с работами у подножия Тамерлана власти взялись и за Бродвей. Нынче это довольно-таки малолюдная пешеходная улица, вся жизнь теплится лишь на крохотном пятачке, где еще можно посмотреть на картины местных художников и прицениться к бюсту Ленина. А когда-то здесь продавали мотоцикл BMW времен Второй мировой. Причем за какие-то несчастные (для туриста) 500-600 долларов.
Поесть и попить на Бродвее нынче можно лишь в одном кафе, если, конечно, вы не собрались растратить все свои сбережения и заглянуть на чашечку чаю в пугающий прейскурантом "Зерафшан". Но традиционное "Покушать не желаете?", которое тут раньше слышалось на каждом шагу, теперь вовек не услышишь. Там, где когда-то стоял Железный Феликс, теперь скачут белки, а в самом конце улицы можно встретить неизменную пару лебедей. Пасторально, но скучно. Теперь Бродвей - одна из самых спокойных улиц города, что вполне соответствует соседству с местной "Лубянкой".
Теперь, если вам доведется привезти в Ташкент кого-то, кто ни разу не был в этом городе, ведите его на Бродвей или в Сквер только в том случае, если он готов поскучать и пожариться на солнышке. Впрочем, если вы знаете достаточно историй про это место, то это оживит вашу прогулку. Вот здесь, скажете вы, торговал, к примеру "папа Бродвея" - легендарный дядя Юра, которого знали все ташкентские неформалы; а вот тут расхаживал Гитлер-Шишкин; а в этом месте обычно пел песни бард по прозвищу Хоббит.
Знать прошлое - конечно, хорошо, но жить-то надо настоящим и будущим. Наверное, поэтому у тех, кто помнит старый Бродвей и вековые чинары в Сквере, есть надежда, что жизнь сюда еще вернется.
КОММЕНТАРИИ (40)
КОММЕНТИРОВАТЬ
в социальных сетях:
26/янв/2014 21:27
30/апр/2012 23:27
30/апр/2012 23:16
28/апр/2012 21:27
27/апр/2012 15:58
19/апр/2012 01:43
derew'ya jalko, i ktob ne goworil, chto eto nyuni i wse takoe, mi wsegda o chem-to jaleem. po powodu teh, kto uehal. ya kak eto goworitsa korenoi tashkentec no toje uehal, a kogda izredko biwayu DOMA, stanowiitsa grusno ne iz-za oblika moego lyubimogo goroda, eto wsegolish fon i nashi yunosheskie wospominaniya, a ludi!!! lyudi degradiruyut, osobenno molodej! ne skaju chto, za granitcey, kak eto prinyato naziwat' molodej lutshe, net! ona i ne bila horoshey, no nasha ..... w moih 80 takogo nikto sebe ne pozwolyal, ya ne obsirayu, swoyu rodinu, kak kto-to mojet podumat, net ya jaleyu ob utrachenoi nrawstwennosty kotoroi wsegda otlichalsya wostok i w chasnosty jiteli tashkenta!
17/апр/2012 12:57
05/апр/2012 19:49
05/апр/2012 12:29
27/мар/2012 09:12
24/мар/2012 16:53
21/мар/2012 15:34
Из каких соображений безопасности за два года до этого Каримов уничтожил монумент, установленный в память подвига гуманности,доброты и сочувствия чужой беде узбекской семьи Шамахмудовых на площади Дружбы народов? И где эта площадь?
Дикость и варварство помноженная на сознание полной безнаказанности - вот мой диагноз!
См. фотографию монумента в "Клумбе президента Каримова" http://arudnitsky.livejournal.com/27007.html
20/мар/2012 11:56
16/мар/2012 00:58
13/мар/2012 20:18
13/мар/2012 16:49
10/мар/2012 15:37
10/мар/2012 09:44
Снесли памятник эпохи российского колониализма и правильно сделали.
09/мар/2012 11:54
Пусть накажет Аллах палачей, которые срубил вековые деревья!
09/мар/2012 01:40
06/мар/2012 17:28
Речь идет не о том, что выгнали какую-то нацию. Я также категорично отношусь к узбекам, которые уехали и теперь обсирают Узбекистан. Уехал - молодец, найди свое счастье в другой стране, но обсирать не надо.
"- Капитан, корабль дал течь!
- То-то я смотрю, крысы побежали..."
06/мар/2012 17:25
06/мар/2012 17:21
Ну а у тех, кто свалил отсюда и теперь что-то комментирует, элементарный синдром иммигранта. Как только кто из вас поменяет место жительства, вы сразу же начнете обсирать город, где живете сейчас.
06/мар/2012 17:00
06/мар/2012 16:59
и куда же движется этот вас "новый" Ташкент? такой современный Ташкент вы оставите своим детям?
сам я родом из Самарканда, ни один десяток раз бывал в Ташкенте..скажу вам однозначно - политика рулит, а не мысли о благоустройстве или мысли о народе..
05/мар/2012 01:33
04/мар/2012 08:57
02/мар/2012 10:17
Если такая хороша жизнь в Узбекистане, а что тогда табуном едите в Россию и в Казахстан???
03/мар/2012 17:06
"Убого" - это единственное слово которое приходило на ум после прогулок по городу. На столько не сочетаются белоснежные стены новых административных зданий и ветхих жилых домов. В 9 часов вечера на улица кромешная тьма и ни души, даже в центре города. Досуга нет никакого... Все кафе рестораны закрываются в 11.
В общем... жаль, что город моего детства превращается в это...
А еще жаль тех людей которые "это" защищают... Они просто не знают, что бывает лучше, а этот город действительно раньше был лучше...
03/мар/2012 02:44
02/мар/2012 22:05
..а насчет: ВЫГНАЛИ--И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛИ...хм)..это настолько правильно, насколько верным было бы таких как ты выдворить из России....посуди сам...если мне не место в Ташкенте(как ты считаешь)..то какого черта вас миллионны в России?..непорядок....ну а если чисто случайно ты сам живешь еще в Узбекистане, то советую вспомнить один простой факт: 70-80 процентов всех КОРМИЛЬЦЕВ семей в Узбекистане зарабатывают в России....получается следующее: выгнали, мол вали на родину предков, и сами туда же поперли, что?? еще и на родине предков хотите вынудить квартиру оставить...а не велика ли честь?..что-то понятия о ПРАВИЛЬНОЛьСТИ и справедливости у тебя средневековые....ну прям как у Тамерлана........
02/мар/2012 10:17
Вот вы теперь и плачете по деревьям, потому что вас выгнали. Наш город, наша страна, а Вы уже не имеете права что-либо говорить, так как Вас выгнали. И это хорошо. Жизнь не должна стоять на месте - для вас, старперов, это может и было как-то связано с вашей жизнью, но для нас есть другие места, которые мы ассоцицируем с нашей жизнью. Не можем же мы держаться за прошлое, какое бы оно не было - светлым или темным.
01/мар/2012 23:36
01/мар/2012 14:57
28/фев/2012 12:46
Консерватория переехала в новое здание. А в старом, перестроенном здании ныне музыкальное училише.
28/фев/2012 00:34
23/фев/2012 11:45
22/фев/2012 12:26
21/фев/2012 13:28
21/фев/2012 12:09
21/фев/2012 07:22