[an error occurred while processing the directive]

Как это делают в Ужуписе

В 90-е годы в центре Вильнюса, в районе Ужупис (Заречье), начался удивительный социальный эксперимент, в результате которого за двадцать лет жуткая клоака превратилась в прекрасное модное, дружелюбное и самобытное место. Александр Поливанов съездил посмотреть на это своими глазами.
текст: Александр Поливанов фото: Альфредас Гирдзюшас

В Ужуписе бомжей иногда отправляют "на прокачку". Инициативные ужупяйцы (так их тут называют) уговаривают друг друга помочь какому-нибудь неблагополучному соседу, и в один прекрасный день на главной площади парикмахер его стрижет, модельер - одевает, дантист - лечит зубы, фотограф - снимает для модного журнала. Все это показывают по телевизору. Бомж становится звездой.

Горожане вообще делятся на бомжей, средний класс и богачей. Бомжи - это глаза и уши улицы. Они видят и знают все. Если где-то что-то затевается - кража, вандализм, еще что-то, - такой "прокаченный" бомж скажет: "Эй, это же мой район!" - и остановит злоумышленников или сообщит в полицию.

Средний класс - те, кто может что-то сделать, но не делает, потому что не чувствует себя ни бедным, ни богатым. Богачи же считают бомжей швалью, а средний класс - лохами. Получается, что уши не общаются с руками, а ноги - с головой.

Это все какие-то книжные истины, про это рассказывают на популярных лекциях по городскому благоустройству. Тем удивительнее, что это, оказывается, и правда работает.

В Ужуписе бывает День белых скатертей: через два дня после Пасхи люди собираются в заранее определенном кафе и приносят все, что не доели за праздничным столом.

Или Праздник мышеловки. В Ужуписе считают, что творческая сила, душа каждого человека попадает в "мышеловки". И вот эти "мышеловки" раз в год собирают и сплавляют по реке или сжигают. Кто-то приносит свой деловой костюм, кто-то — свои фотографии или рисунки. Потому что душа человека шире любого искусства.

Шериф Ужуписа Витаутас Раткевичюс рассказывает: "Однажды нам позвонили из третьего полицейского комиссариата и говорят: 'У нас есть очевидцы преступления. Но они не хотят разговаривать с нами — хотят разговаривать с полицией Ужуписа. Они нам не доверяют, а вам доверяют'". С тех пор Раткевичюса стали приглашать читать полицейским лекции, объяснять им свою систему наведения порядка. Суть довольно простая: долой мышление Homo soveticus, при которой ты ни за что не отвечаешь, кто-то всё решает за тебя.

Кстати сказать, ни шерифа Витаутаса, ни президента Республики Ужупис, ни министров ее правительства никто не выбирал и не назначал. Их просто называют президентом, шерифом и так далее. Взялся человек за что-то, получается у него - и пусть занимается.

Краткое описание метамарфоз Ужуписа за последние двадцать лет можно найти в любом мало-мальски приличном путеводителе по Вильнюсу. В советское время туристам этот район не показывали вовсе. Тут постоянно творились всякие безобразия, тут жили воры, алкоголики, бомжи — в общем, из дома ночью выходить было страшно. "Улица смерти", - было написано на одном из заборов в центре Ужуписа в перестроечное время.

Тем не менее, именно в этом районе еще при советской власти были построены квартиры-студии для художников: рядом был художественный институт. Художникам в своих квартирках было тесно, и постепенно они стали создавать вокруг себя то, что потом назовут "культурным пространством". В середине 90-х годов это пространство заняло почти весь Ужупис, а уровень самоорганизации ужупяйцев дошел до того, что они решили создать республику со своим флагом и президентом, с собственной валютой и армией. "Каждый имеет право лениться или ничего не делать", - говорится в девятой статье Конституции Ужуписа.

Эксперимент сразу же привлек к себе внимание, а Ужупис вдруг стал местной достопримечательностью. В районе появились люди с деньгами, а вскоре в Ужупис переехал и мэр Артурас Зоукас. При его помощи на центральной площади Ужуписа был поставлен главный памятник района — колонна в восемь с половиной метров с ангелом на вершине.

В результате получился классический богемный район, который так любят фотографы и ценители контрастов. Дорогие особнячки соседствуют со старыми постройками с печным отоплением. По булыжнику центральной улицы проедет то "ягуар", то полуразвалившийся "фольксваген". В супермаркет ходят деловые мужчины в дорогих ботинках, строгих брюках и пальто, у них просят мелочь на пиво плохо изъясняющиеся по-литовски люди в грязных джинсах и с седой клочковатой бородой, пахнущие вокзалом.

Сейчас Ужупис ведет переговоры с правительством Литвы о создании в районе особой экономической зоны с обнулением налогов для "креативных индустрий". В Ужуписе начали возводить новые студии для художников (1600 квадратных метров) и планируют запустить свое телевидение и радио, построить выставочные залы, офисы для создания компьютерных игр.


КОММЕНТАРИИ (15)

  • Viktor Cernyskov
    14/апр/2012 09:53
    Какой тут кипиш! Всё равно интересно почитать!
  • Alkanas Aras
    26/мар/2012 10:10
    da tolko poljaki nikogda negovorili shto Vilnius polski gorod,o to shto vy govorite,na jazyke,kotory po isledovanijam vashego akademika Toporova,javljalsja juzhnym dialektom baltskih jazykov,znachit ,shto u vas prosto kompleks mladshogo brata,kotory vo vsjem hochet prevzoiti starshego.Zhelaju vam vyrosti iz detskogo vozrasta.
  • Андрей .......
    12/мар/2012 20:40
    Река ВИЛЬЯ , предыдущий по этой теме пост считать опечаткой.
  • Андрей .......
    12/мар/2012 20:38
    Поляки перестали быть славянами ? Ну ну.... История вам явна не знакома . Литовская придуманная история явно вам больше по душе.
  • Mr Zilvinas
    28/фев/2012 22:07
    Огого, откуда берутся такие историки-самозванцы как Андрей? Или это просто троллинг? Вильнюс - славянский город? Вот удивили. Наверное впервые за семь столетий существования этого города как литовской столицы мир узнал "правду" ! Обязательно опубликуйте свои "откровения" в каком-небудь международном историческом форуме или алманахе, а тогда посмотрите, кому будет посоветовано куда поити с такими псевдознаниями.
  • Андрей .......
    28/фев/2012 14:28
    Для Alkanas Aras : Уважаемый ,не надо говорить что мне делать и я не скажу куда вам идти .Ещё добавлю ,коли русским письмом не владеете ,то и не нужно здесь появляться , Delfi.lt вас ждёт ...
  • Alkanas Aras
    27/фев/2012 21:31
    izvini Andej no takogo breda dazhe carskije slvjanofilskije istoriki nenesli,tebe lechitsja nado ili vspomnit svoji baltskije korni i vernutsja k jazyku predkov:)
  • Андрей .......
    25/фев/2012 20:34
    Для Антона Павлова и автора заметки :

    Речка в Заречье называется ВИЛЕЙКА ,а главная река ВИЛЬНА .Не понимаю зачем использовать жемайтийские топонимы когда город изначально был СЛАВЯНСКИМ и к нынешним (надеюсь временным) владельцам города никакого отношения не имеет .
  • Антон Павлов
    21/фев/2012 13:49
    Все так, как пишет Sergey Kich. я так же как и он, в советское и часть постсоветского периода приезжал к бабушке на лето. Жили мы как раз в исторической части города, его ещё называли "Старый город", на улице Пилес(Piles). Во все времена это был очень даже туристический район. С прекрасным Садом Молодежи и речкой Вильняля которая протекала черз этот Сад Молодежи и впадала в реку Нярис. Если память мне не изменяет, то фото с корабликом сделано на изгибе у пешеходного моста рядом с теннисными кортами. А вообще в советское время там было очень мило. Шахматисты там собирались, дети с родителями гуляли. Ходил фотограф Коля, зарабатывающий на жизнь фотоаппаратом(после распада СССР он начал ругать коммунистов и собирать бутылки). Когда Литва обрела независимость то в парке стали собираться металлисты и прочая шушера. Шахматистов например задвинули в самый дальний край парка. Пьяниц из Старого города повыселяли на окранины а то и в другие города. Буржуины скупали недживимость и на месте, где жили люди - понастроили кафешек, гостиниц. Моя бабушка переехала оттуда одной из последних.
  • Vladimir M.
    20/фев/2012 13:06
    "Ивана две недели назад привезли с освобожденных восточных территорий. Еще недавно это был запуганный, неопрятный, вечно голодающий человек..."
  • Sergey Bondarenko
    18/фев/2012 01:14
    В Ужупио уютно. Интересно, что даже старые обветшалые дома не выглядят и не ощущаются "убитыми". И вообще я фанат Литвы.
  • ramunas gelzinis
    16/фев/2012 23:57
    Я жил в Зареченске , так мы его называли . Это даже в советские времена было почти самостоятельной республикой.
    Это многонациональрый район в Вильнюсе был самым сплоченным в городе , и жили здесь на зло работникам ВПШ люди , - чей IQ несколько раз превышал ихний... Школу № 16 закончил там же - в 1963 году. Уехал из Вильнюса в Игналину , по назначению в 1975г. Воспоминания о Зареченске , и чуть не позабыл о Зареченском рынке , также о периоде советского режима - наилучшие !!! Желаю республике Заречья процветания , и строгого соблюдения Устава Республики Зареченска !!!
  • Sergey Kich
    23/янв/2012 02:11
    Че за бредятина?... Я там по месяцу каждое лето в советские годы жил у тетки своей. На Ужуппе самой. Это всегда был исторический центр Вильнюса. И такого:
    "...В советское время туристам этот район не показывали вовсе. Тут постоянно творились всякие безобразия, тут жили воры, алкоголики, бомжи — в общем, из дома ночью выходить было страшно."... Там отродясь небыло в советское время. Все всегда было чисто, безопасно. Постоянно пропадали все дни и вечера на пролет в Саду Молодежи (часть которого на фото), что за Вильнялей сразу. На гору Гедеминаса ходили к башнек и к Стадиону.
    То, что автор пишет - это просто поклеп на советское время. Автор совершенно некомпетентен и вообще не представляет о чем он пишет в принципе.
  • Маргарита Нармонт
    18/янв/2012 10:49
    Культурный рост не может не радовать, тем более, что я бывала в тех местах и у меня осталось тягостное впечатление об этом. Слава Богу, что у людей нашлись силы изменить отношение к жизни в лучшую сторону!
  • Feldman Alexandr
    13/янв/2012 13:47
    По крайней мере - этот проект может быть по-нарастающей прекрасным двигателем экономики города за счёт туризма, а если ещё присоединить активизацию образовательную (создание института искусств и экспериментальных студий ,кампусов + торговых зон благоприятия), вот и есть программа развития города и всего региона.

КОММЕНТИРОВАТЬ

Вы можете оставить комментарий, войдя под любым из ваших аккаунтов
в социальных сетях:
Просим прощения, но в данный момент возможность комментирования недоступна...
Made by charmer

О проекте

«Страна, которой нет» — это специальный проект lenta.ru,
посвященный 20-летию распада СССР.
В течение ближайших месяцев в рамках этого проекта вы сможете увидеть:
  • репортажи журналистов lenta.ru, которые объехали 15 республик бывшего СССР, нашли в них людей, места и явления, которые остались в этих странах с советских времен и посмотрели на то, как всеизменилось;
  • фотографии и видео, сделанные лучшими репортажными фотографами страны: как выглядит сейчас жизнь бывших советских республик;
  • архивные съемки из союзных республик СССР;
  • статьи лучших российских писателей о важных для них местах на карте Союза;
  • видеоинтервью с обычными жителями 15 независимых республик: как они вспоминают советское время, и что изменилось в их жизни с тех пор;
  • интерактивная карта, на которой вы можете отметить места, где вы бывали в советское время, и рассказать о них другим читателям lenta.ru.