Тамерлан вместо Ленина
В Средней Азии всегда преклонялись перед вождями и героями, и в советское время идолопоклонничества здесь было гораздо больше, чем в других регионах Союза. Города Ленинабад, Сталинабад и Фрунзе были окружены колхозами "Путь к коммунизму" и совхозами "Заря социализма", над которыми вздымались пики Ленина и Коммунизма. С распадом Союза руководству бывших советских республик пришлось срочно придумывать новые символы, если и не способные заменить марксистко-ленинских истуканов, то хотя бы внушающие уважение. В Узбекистане таким символом стал Тамерлан, известный также как эмир Тимур.
Тимур родился в 1336 году на территории современной Кашкадарьинской области Узбекистана, в селе Ходжа-Ильгар, поблизости от города Шахрисабз. Сын мелкого землевладельца-монгола, к началу XV века Тимур создал одну из величайших империй в истории человечества. В числе его ратных подвигов - разгром Золотой Орды, во время которого армии эмира дошли до Ельца и даже вторглись в Крым; уничтожение османского войска у Анкары и пленение султана Баязета, что отсрочило падение Византийской империи на пятьдесят лет; поход в Индию и взятие Дели. Самарканд, который Тимур сделал своей столицей, стал крупнейшим и богатейшим городом Востока, на его фоне некогда блистательные Багдад или Дамаск выглядели как захолустье. Тимур создал почти идеальную армию, построил десятки монументальных зданий, разработал свод законов, способствовал развитию искусств. Историки подчеркивают его коварство, жестокость и пренебрежение к человеческой жизни: известны случаи, когда Тимур полностью вырезал население непокорных городов. Принято считать, что Тимур был хромым карликом, однако вскрытие гробницы показало, что его рост составлял 172 сантиметра, по тем временам - выше среднего.
"История моего народа своими корнями уходит в глубь веков и насчитывает более трех тысячелетий", - заявлял в начале 90-х годов Ислам Каримов. Говорят, что в качестве нового символа трехтысячелетней узбекской истории Каримову предлагали двух человек: Тимура и его внука Улугбека, который был не только правителем, но и выдающимся астрологом и астрономом. Президент предпочел Тамерлана.
Президент Узбекистана - к слову, он родился в Самарканде, что еще больше связывает его с Тимуром - не скупится на лестные для узбеков параллели с великим завоевателем. "Если кто-то хочет понять, кем являются узбеки, если кто-то хочет постичь всю силу, мощь и неограниченные возможности узбекского народа, его вклад в глобальное развитие, его веру в будущее, то он должен вспомнить эмира Тимура", - говорил Каримов, который даже свою резиденцию по примеру "предка" назвал Ак-Сарай (Белый дворец).
В 1993 году в центре Ташкента, в сквере Революции, был демонтирован памятник Карлу Марксу. Годом позже сквер получил имя Тимура, а в его центре был открыт новый памятник: бронзовый эмир восседает на коне, указывая рукой куда-то в сторону Туркмении. Позже памятники Тимуру были открыты также в Самарканде (там он сидит) и в Шахрисабзе, рядом с развалинами Ак-Сарая (там он стоит). В 1996 году отмечался 660-летний юбилей эмира, в честь которого в Ташкенте был открыт Национальный музей истории Тимуридов, учрежден орден Тимура и выпущена почтовая марка, посвященная Тамерлану. Центральная площадь Самарканда получила имя великого завоевателя, в честь Тимура было названо великое множество улиц, районов и хозяйств в других областях республики.
В Узбекистане Тамерлана считают освободителем Мавераннахра (историческая область между Амударьей и Сырдарьей) от иноземных захватчиков, хотя к потомкам этих захватчиков Тимур, собственно, и принадлежал. Более того, в нынешней узбекской идеологии Тамерлан иногда представляется и спасителем России, ведь именно его победы над золотоордынским ханом Тохтамышем "навсегда избавили Русь от татаро-монгольского ига" и "дали возможность создать основу российской государственности" (так писал в 1995 году узбекский историк Рустан Рахманалиев). Более того, современные узбекские историки называют Тимура спасителем Европы от турок, припоминая разгром Баязета в 1405 году. На этом основании делаются самые смелые выводы: дескать, не будь Тамерлана - в Европе не было бы эпохи Возрождения, Великих географических открытий и так далее. Да и вообще, масштабы деяний Тамерлана не знают границ: в Самарканде экскурсоводы рассказывают, что именно при эмире Тимуре, к примеру, были придуманы первые в мире обои.
Личность нового национального героя окружена мистическим ореолом. Всем известна легенда о проклятии Тимура: якобы в тот момент, когда гробница Тимура будет потревожена, начнется страшная кровопролитная война. Случилось так, что советский археолог Михаил Герасимов вскрыл гробницу Тамерлана 22 июня 1941 года - в день начала Великой Отечественной войны. По слухам, накануне начала работ в гробнице Герасимов повстречал в Самарканде неких таинственных старцев, которые предупредили его, что не надо беспокоить прах эмира. Больше этих старцев никто никогда не видел.
Существует легенда, что
впоследствии прах Тамерлана превратили в оружие: якобы самолет с останками
эмира пролетел над линией фронта под Москвой, после чего советские войска
перешли в наступление. Согласно другой легенде, после того, как прах Тимура
вернули обратно в гробницу, произошел перелом в битве под Сталинградом.
Все эти мифы, судя по
всему, были пущены в оборот фотографом и режиссером-документалистом Маликом
Каюмовым, который участвовал в экспедиции Герасимова. Каюмов был известным
выдумщиком, при этом сам верил в мистическую силу останков эмира, о чем рассказал
в документальном фильме 2006 года "Проклятие Тамерлана". И все же суеверные
жители Узбекистана всерьез полагают, что пока в стране воздвигают памятники
человеку, останки которого несут проклятие, ничего хорошего со страной не будет.
Аркадий Дубнов, международный обозреватель газеты "Московские новости"
- Почему именно Тимур стал новым символом Узбекистана?
- Новая идеология современного Узбекистана требовала заполнить исторические пустоты. Государственности не было, нужно было создать некий стержень, на который можно бы было нанизать будущее и прошлое. Между будущим и прошлым - историческая черная дыра, и эту дыру мог закрыть Тамерлан, эпицентром деятельности которого был Самарканд. То есть можно было придумать нечто во главе с Тимуром и выдать его за великого героя узбекской государственности, как бы опрокинув историю глубоко назад. И дать возможность людям гордиться этой историей. Скажем, в России были Мономах, Рюрик, туркмены себе придумали, что пять тысяч лет назад первыми изобрели колесо, у китайцев был порох. А узбекам нужно было придумать Тимура.
- Насколько исторически правомерно считать Тимура родоначальником узбекской государственности?
- На этот вопрос сложно ответить утвердительно и доказательно. То, что он имеет отношение к узбекам, можно только с большой натяжкой утверждать. Это самое уязвимое место этой патриотической истории.
- А почему, предположим, не предводители узбеков - Бабур или Шейбани-хан?
- Ну, потому что именно Тимур - один из творцов мировой истории, а не Бабур или кто-то еще. Именно Тамерлан и татаро-монголы были образцами мирового исторического процесса. Они известны миру. Поэтому, когда вы будете говорить про Узбекистан, то обязательно узбеки вам напомнят: "Тимур - вот это наш. Вы же его знаете?"
- Избрание Тимура историческим символом Узбекистана - это личная инициатива Ислама Каримова?
- Абсолютно. Однозначно.
- Насколько, на ваш взгляд, Тимур смог заменить марксистко-ленинских вождей советского прошлого?
- Сложный вопрос. Нужно проводить честное социологическое исследование, которое в Узбекистане по определению невозможно. Но, по моему ощущению, ответ скорее отрицательный. Слишком мало времени прошло, чтобы выветрить из сознания среднего и старшего поколения марксистко-ленинские догмы. С другой стороны - давайте назовем вещи своими именами - эти догмы никогда не были естественными для узбекского менталитета. Это была дань конъюнктуре, образу жизни, порядку вещей. И всемогущему оку КГБ. Нельзя было сомневаться в истинности марксистско-ленинского учения, тем более, что за верностью этому учению следили местные начальники. Просто в Узбекистане принято следовать тому, о чем говорят начальники. Начальники говорят, что марксистко-ленинское учение верно - значит, так оно и есть. Но с Тимуром такое не происходит, потому что, мне кажется, нет такого подавляющего идеологического пресса, который вкатывает эту идею о восхождении современных узбеков от Тимура. Люди от этого далеки. Ну что такое Тимур, ну правда. Если вы мне скажете, что я потомок Иуды Маккавея, то я только усмехнусь. Начальник сказал: "Тимур - наш предок". Люди сказали: "Хорошо". И пошли на свой участок. Вот и все. Когда им скажут, что вам наврали, Тимур - не ваш родственник, он вообще монгол, они скажут: "А, ну да, хорошо, ошибались мы". Нет глубокого восприятия всех этих исторических концепций - что марксистско-ленинской, что вот этой.
- Насколько вероятна в исторической перспективе замена Тимура на нынешнего лидера Узбекистана? Скажем так, по примеру Туркмении?
- Я как раз думал о Туркмении, это правильная параллель. Понимаете, Каримов на долгие годы - я не сомневаюсь - станет иконой. Иконой, которой будут присягать. Вне зависимости от того, как будут звать его наследника. Узбекистан - страна традиционная, консервативная, там обязательно необходим некий символ. В этом смысле здесь будет, возможно, даже более китайский вариант, нежели туркменский. Когда не стало Мао Цзэдуна, было указано на его ошибки, компартия откровенно стала выпрямлять искривленное, но он остался иконой, огромной иконой, простертой на площади Тяньаньмэнь. Мао Цзэдун - это основатель современного Китая. Так и Ислам Каримов. Он останется основателем современного Узбекистана, но будут изменяться элементы каких-то его взглядов на мир. А именно его взгляды на мир определяют всю сегодняшнюю политику - как внутреннюю, так и внешнюю. Поэтому я уверен, что именем Каримова будут делаться вещи, которые противоречат его воззрениям.
- Ощутима ли хоть какая-то польза для республики от раскручивания культа Тимура?
- Нет, нет. Я думаю, что культ Тимура со временем станет анахронизмом. Он и сегодня им является. Я помню, с каким удивлением люди воспринимали замену памятника Карла Маркса в сквере на памятник Тимуру. И весь Ташкент знал, из каких частей, абсолютно не подходящих друг другу, собирали этот памятник. Люди знают, что первый проект памятника был отвергнут, поскольку Тимур получался некрасивый. То есть таким, каким он был - одноглазым и кривоногим. Требовался канонический красавец. Так что эти легенды - они не могут способствовать утверждению какого-то образа, каким был в Советском Союзе Владимир Ильич, который любил детей.
КОММЕНТАРИИ (43)
КОММЕНТИРОВАТЬ
в социальных сетях:
25/дек/2012 01:07
25/дек/2012 00:58
26/апр/2012 20:21
19/апр/2012 23:38
Нет, уважаемый, возможно его пра пра предки были монголы, но он себя монголом не разу не считал. Неоспоримо что, Тамерлан был тюркоязычный, а язык уважаемый если вы не знаете главный элемент определяющий к которому народу принадлежит племя. Есть зафиксированные арабскими историками слова Амира Тимура:
Биз ким - мулки Турон, амири Туркистонмиз! Биз ким - милатларнинг энг улуги, туркнинг бош бугинимиз!
Это оригинал датированный 14 веком.
Вот вам перевод с узбекского на котором говорил Амир Тимур:
Мы короли Турана,эмиры Туркистана.Мы самая великая тюркская нация.
Вы в этой фразе слышали про монголов?Поезжайте в Монголию и зачитайте эту фразу монголу.Он не поймет ни слова.
Потом спросите любого узбека.Он эту фразу поймет,потому что она на его родном языке.
Также, прочитайте книгу "Темур тузуклари" которому сам Тамерлан автор. Там есть слова темура "Бизким мулки Турон амири Туркистондурмиз, бизким миллатларнинг энг улуги ва энг кадими булмиш Туркнинг бош бугинидирмиз," (Мы Турки и правители Туркестана, мы основной узел величайшей и древнейшей нации - Турков).
Исследователь из принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) пишет в своей монографии, что «Он был тюрком из племени барласов, монгольского по имени и происхождению, но во всех практических смыслах тюркского к тому времени. Родным языком Тимура был тюрки (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах».
Но, я не отрицаю, что он возможно был генетическим монголом, даже он монгол ничего не изменит, каждый четвертый или пятый узбек это потомок монголов, другая часть тюрки и иранцы. И все они составляют нынешний узбекский народ. Ведь узбеки не с неба свалились как считают некторые тазики и русские, а образовались, главным образом, из людского материала, тысячелетиями жившего на этой земле.А барласы, дулаты, джалаиры, сулдузы и др возможно промонгольские, но тюркоязычные племена - один из предков сегодняшних узбеков.
19/апр/2012 23:10
... вблизи Карсакпайского рудника в центральном Казахстане, у горы Алтын-Чуку, был найден камень с высеченной на нем надписью. Надпись двуязычная. В верхней части камня имеются три строчки арабским письмом, они в столь испорченном виде, что пока прочесть можно только: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого. . л. Нижняя надпись, состоящая из восьми строк, написана уйгурским письмом на чагатайском (СТАРОУЗБЕКСКОМ) языке. Чтение надписи подтвердило вышеприведенные слова Низам-ад-дина Шами об оставленном Тимуром памятнике. После статьи А. И. Пономарева «Поправки к чтению „надписи Тимура"» основное содержание надписи теперь совершенно ясно. В ней говорится, что в лето семьсот девяносто третье, т. е. в 1391 г., Тимур шел походом на Тохтамыш-хана, что подтверждает сведения письменных источников. Любопытно, что Низам-ад-дин Шами дает более точную дату, он не только приводит год, но месяц и день — 23 числа месяца Джумади I, т. е. 28 апреля 1391 г. Тимур называет себя в надписи султаном Турана, что явно указывает на существование этого наименования в политической терминологии XIV в.
07/мар/2012 19:29
На мой взгляд, нет слова, которое бы охарактеризовало то зло, олицетворением которого был Тимур. Поэтому и развалилась его построенная на крови и костях империя незадолго после его смерти.
Каждый может составить своё мение о этом герое. Хочу сказать, что я значительно более высокого мнения об узбеках, чтобы подозревать, что большинство думающих людей в Узбекистане хоть как то гордится эти прописаным им национальным символом.
При желании помещу ссылки на источники.
Пока вот это
http://persian.packhum.org/persian/main?url=pf%3Ffile%3D80201013%26ct%3D97
http://articles.chicagotribune.com/1999-01-17/news/9901170256_1_uzbek-islam-karimov-tashkent
А ещё замечание, Российская Империя завоевав среднюю азию первым делом отменила там рабство, видимо многим рабам это не понравилось ( Абдулла - Абд Алла - раб Аллаха)
07/мар/2012 17:37
07/мар/2012 13:51
Это наша главная черта, мы не приучены плевать в тот колодец, из которого пьём, в отличие от вас! Вспомните Великую отечественную, Ташкент - город хлебный! Не знаете историю, не лезьте со своими однобокими комментариями.
-------------
Уважаемая Дилара, моя мама ребёнком была в эвакуации в Ташкенте. Бабушка работала врачом, поэтому семья не умерла с голоду. Бабушка говорила, что когда она ела в столовой, к столу часто походили эвакуированные, из тех у кого была продовольственная карточка иждивенца (т.е. не было работы), заглядывали в тарелку и спрашивали "Вы доедать будете?". Из маминых рассказов я знаю, как высокомерно относилось местное население к "понаехавшим" эвакуированным. Как нагло оббирали их. Особенно запомнился рассказ о молодой русской девушке, вышедшей замуж за старика узбека, чтобы семья не умерла с голоду. По словам мамы, девушка та часто напивалась до беспамятства, чтоб хоть как то забыться...
Это Вам несколько зарисовок на тему "Ташкент город хлебный", насколько они репрезентативны не знаю. По всей видимости где-то за углом, на соседней улочке сидели толерантные и благородные люди, о которых Вы пишете и угощали всех "эваков" вкусным пловом. Просто у мамы с бабушкой не хватило ума дойти до этой соседней улочки.
07/мар/2012 14:04
07/мар/2012 13:51
15/фев/2012 23:25
11/фев/2012 05:28
11/фев/2012 05:11
07/фев/2012 11:57
07/фев/2012 03:29
06/фев/2012 18:38
06/фев/2012 16:59
04/фев/2012 02:30
03/фев/2012 10:23
02/фев/2012 01:31
......имеют ли право узбеки считать Тимура своим основным героем и гордится им?---ну конечно!..предок же!..хоть формально и не узбек!..да к тому же во всех его действиях ощущался масштаб, сила!..чего не скажешь о его потомках....быть может с ТАКИМ ориентиром для подражания узбеки однажды перестанут мыслить мелко и я однажды навещу родной Ташкент, и не почувствую спиной взгляды, пылающие ненавистью, и не попытается обмануть туриста козлина с Алайского............плохо сказал?..ну конечно..не все ВЫ такие, есть и порядочные люди..и много...а может уже что-то изменилось с момента массового бегства русского населения в девяностые???...
30/янв/2012 14:49
30/янв/2012 14:33
29/янв/2012 18:24
29/янв/2012 18:20
ТАМЕРЛАН
ЭПОХА ЛИЧНОСТЬ ДЕЯНИЯ Москва«ГУРАШ»1992
29/янв/2012 18:17
29/янв/2012 10:11
28/янв/2012 21:07
28/янв/2012 12:40
28/янв/2012 11:15
27/янв/2012 22:30
27/янв/2012 17:52
27/янв/2012 00:26
26/янв/2012 12:52
26/янв/2012 10:49
26/янв/2012 10:13
Вообще не ленте ощущается национализм, все статьи посвященные Средней Азии написаны в уничижительной форме. Та же статья посвященная Астане в проекте "страна которой нет" содержит оскорбительные выражения, хотя ныне астана гораздо красивее любого из российских городов, Астану проектировали архитекторы с мировым именем.
В общем стыд и позор подобным статьям.
25/янв/2012 21:40
А собственно узбеков тогда ещё не было - с чем можно согласиться.
24/янв/2012 18:22
24/янв/2012 15:20
22/янв/2012 09:41
21/янв/2012 23:10
Ну а Сталин был известным богохульником. Танцевать на гробах - это для товарищей коммунистов - обычное дело.
Они до сих пор на гробе Ленина танцуют, похоронить по человечески не дают.
21/янв/2012 23:04
Как Николай Вавилов, который однажды сказал: На костер по
21/янв/2012 03:52
20/янв/2012 14:41
20/янв/2012 12:39