Как это делают в Ужуписе
В Ужуписе бомжей иногда отправляют "на прокачку". Инициативные ужупяйцы (так их тут называют) уговаривают друг друга помочь какому-нибудь неблагополучному соседу, и в один прекрасный день на главной площади парикмахер его стрижет, модельер - одевает, дантист - лечит зубы, фотограф - снимает для модного журнала. Все это показывают по телевизору. Бомж становится звездой.
Горожане вообще делятся на бомжей, средний класс и богачей. Бомжи - это глаза и уши улицы. Они видят и знают все. Если где-то что-то затевается - кража, вандализм, еще что-то, - такой "прокаченный" бомж скажет: "Эй, это же мой район!" - и остановит злоумышленников или сообщит в полицию.
Средний класс - те, кто может что-то сделать, но не делает, потому что не чувствует себя ни бедным, ни богатым. Богачи же считают бомжей швалью, а средний класс - лохами. Получается, что уши не общаются с руками, а ноги - с головой.
Это все какие-то книжные истины, про это рассказывают на популярных лекциях по городскому благоустройству. Тем удивительнее, что это, оказывается, и правда работает.
В Ужуписе бывает День белых скатертей: через два дня после Пасхи люди собираются в заранее определенном кафе и приносят все, что не доели за праздничным столом.
Или Праздник мышеловки. В Ужуписе считают, что творческая сила, душа каждого человека попадает в "мышеловки". И вот эти "мышеловки" раз в год собирают и сплавляют по реке или сжигают. Кто-то приносит свой деловой костюм, кто-то — свои фотографии или рисунки. Потому что душа человека шире любого искусства.
Шериф Ужуписа Витаутас Раткевичюс рассказывает: "Однажды нам позвонили из третьего полицейского комиссариата и говорят: 'У нас есть очевидцы преступления. Но они не хотят разговаривать с нами — хотят разговаривать с полицией Ужуписа. Они нам не доверяют, а вам доверяют'". С тех пор Раткевичюса стали приглашать читать полицейским лекции, объяснять им свою систему наведения порядка. Суть довольно простая: долой мышление Homo soveticus, при которой ты ни за что не отвечаешь, кто-то всё решает за тебя.
Кстати сказать, ни шерифа Витаутаса, ни президента Республики Ужупис, ни министров ее правительства никто не выбирал и не назначал. Их просто называют президентом, шерифом и так далее. Взялся человек за что-то, получается у него - и пусть занимается.
Краткое описание метамарфоз Ужуписа за последние двадцать лет можно найти в любом мало-мальски приличном путеводителе по Вильнюсу. В советское время туристам этот район не показывали вовсе. Тут постоянно творились всякие безобразия, тут жили воры, алкоголики, бомжи — в общем, из дома ночью выходить было страшно. "Улица смерти", - было написано на одном из заборов в центре Ужуписа в перестроечное время.
Тем не менее, именно в этом районе еще при советской власти были построены квартиры-студии для художников: рядом был художественный институт. Художникам в своих квартирках было тесно, и постепенно они стали создавать вокруг себя то, что потом назовут "культурным пространством". В середине 90-х годов это пространство заняло почти весь Ужупис, а уровень самоорганизации ужупяйцев дошел до того, что они решили создать республику со своим флагом и президентом, с собственной валютой и армией. "Каждый имеет право лениться или ничего не делать", - говорится в девятой статье Конституции Ужуписа.
Эксперимент сразу же привлек к себе внимание, а Ужупис вдруг стал местной достопримечательностью. В районе появились люди с деньгами, а вскоре в Ужупис переехал и мэр Артурас Зоукас. При его помощи на центральной площади Ужуписа был поставлен главный памятник района — колонна в восемь с половиной метров с ангелом на вершине.
В результате получился классический богемный район, который так любят фотографы и ценители контрастов. Дорогие особнячки соседствуют со старыми постройками с печным отоплением. По булыжнику центральной улицы проедет то "ягуар", то полуразвалившийся "фольксваген". В супермаркет ходят деловые мужчины в дорогих ботинках, строгих брюках и пальто, у них просят мелочь на пиво плохо изъясняющиеся по-литовски люди в грязных джинсах и с седой клочковатой бородой, пахнущие вокзалом.
Сейчас Ужупис ведет переговоры с правительством Литвы о создании в районе особой экономической зоны с обнулением налогов для "креативных индустрий". В Ужуписе начали возводить новые студии для художников (1600 квадратных метров) и планируют запустить свое телевидение и радио, построить выставочные залы, офисы для создания компьютерных игр.
КОММЕНТАРИИ (15)
КОММЕНТИРОВАТЬ
в социальных сетях:
14/апр/2012 09:53
26/мар/2012 10:10
12/мар/2012 20:40
12/мар/2012 20:38
28/фев/2012 22:07
28/фев/2012 14:28
27/фев/2012 21:31
25/фев/2012 20:34
Речка в Заречье называется ВИЛЕЙКА ,а главная река ВИЛЬНА .Не понимаю зачем использовать жемайтийские топонимы когда город изначально был СЛАВЯНСКИМ и к нынешним (надеюсь временным) владельцам города никакого отношения не имеет .
21/фев/2012 13:49
20/фев/2012 13:06
18/фев/2012 01:14
16/фев/2012 23:57
Это многонациональрый район в Вильнюсе был самым сплоченным в городе , и жили здесь на зло работникам ВПШ люди , - чей IQ несколько раз превышал ихний... Школу № 16 закончил там же - в 1963 году. Уехал из Вильнюса в Игналину , по назначению в 1975г. Воспоминания о Зареченске , и чуть не позабыл о Зареченском рынке , также о периоде советского режима - наилучшие !!! Желаю республике Заречья процветания , и строгого соблюдения Устава Республики Зареченска !!!
23/янв/2012 02:11
"...В советское время туристам этот район не показывали вовсе. Тут постоянно творились всякие безобразия, тут жили воры, алкоголики, бомжи — в общем, из дома ночью выходить было страшно."... Там отродясь небыло в советское время. Все всегда было чисто, безопасно. Постоянно пропадали все дни и вечера на пролет в Саду Молодежи (часть которого на фото), что за Вильнялей сразу. На гору Гедеминаса ходили к башнек и к Стадиону.
То, что автор пишет - это просто поклеп на советское время. Автор совершенно некомпетентен и вообще не представляет о чем он пишет в принципе.
18/янв/2012 10:49
13/янв/2012 13:47